0
4088
Газета Культура Интернет-версия

31.07.2025 17:55:00

"Хованщина" для всех – в площадном варианте

Дебют Олеси Петровой в народной музыкальной драме превзошел все ожидания

Тэги: фестиваль, опера всем, дебют, олеся петрова, опера хованщина, мусоргский, юрий лаптев, рецензия


фестиваль, опера всем, дебют, олеся петрова, опера хованщина, мусоргский, юрий лаптев, рецензия На фестивале «Опера – всем» декорации нередко представляют набор схематичных условностей. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Опера «Хованщина» Мусоргского в постановке Юрия Лаптева завершила фестиваль «Опера – всем» на Соборной площади в Петропавловской крепости. У Олеси Петровой состоялся мировой дебют в партии Марфы. За дирижерским пультом стоял Фабио Мастранджело.

Летний международный фестиваль «Опера – всем» за 14 лет сумел стать тем городским событием, которого ждут, на которое стремятся попасть. Впрочем, о нем знают и далеко за пределами Петербурга как о главном российском фестивале опен-эйров, события которого происходят в окружении живописного архитектурного ландшафта, какими была и улица Зодчего Росси, и Исаакиевская площадь, и Александровский сад, и Елагин остров, и в этом году впервые – Пионерская площадь перед Театром юного зрителя, где экстравагантно представили постановку одноактной оперы «Саломея» Штрауса. В списке новых точек оказался и Юсуповский сад, куда так идеально вписалась опера «Мадам Баттерфляй» Пуччини. Помимо петербургских локаций фестиваль задействует и пригородные дворцовые резиденции – например, Гатчинский и Екатерининский дворцы. Можно было бы написать любопытное исследование на тему того, как привлекать большие массы в оперный театр, ведь широкие площади фактически мгновенно заполняются сотнями как проинформированных поклонников, так и случайных зевак и особенно туристов, жадно выискивающих в это время любые жанры, кроме скучного. Но главная причина притягательности этого оперного опен-эйра – отсутствие входной платы. Трудно было бы представить себе что было бы, если бы в порядке эксперимента в Мариинский и Михайловский вдруг начали пускать бесплатно. Народ наверняка вошел бы во вкус, однако где было бы найти дотации, чтобы сохранять высокий исполнительский и технический уровень?

Да и всегда найдется много разных «но». Так, например, многие длинные сочинения на «Опере – всем» часто исполняются в сокращении, как получилось и с «Хованщиной», которая длилась в два раза меньше. Да и декорации здесь нередко представляют такой набор схематичных условностей, что хочется пойти в нормальный большой оперный «старинный многоярусный театр», лишь бы разобраться более подробно, что к чему, и получить недополученное. Здесь всегда поют в микрофоны, как в мюзиклах, в то время как опера на своем месте в театре тем и сильна вот уже пятый век подряд, что поют в ней без подобного оборудования. И вечерний наряд на опен-эйр не выгулять, ведь сидеть приходится на пластиковых стульях.

Так что фестиваль хорош для разогрева как отличный аперитив, экспресс-курс знакомства с тем, что такое опера. Чем выгодно любит щеголять «Опера – всем», так это ежегодным обновлением афиши, берущей в оборот новые названия, прежде не освоенные форматом опен-эйр. Здесь за минувшие годы были показаны и «Свадьба Фигаро», и «Золотой петушок», и «Пиковая дама», и «Травиата», и даже «Макбет», но кто бы мог подумать, что когда-нибудь здесь дело дойдет, скажем, до «Саломеи» Штрауса или до такой махины, которая в этом городе считалась до сих пор привилегией лишь маэстро Валерия Гергиева, как «Хованщина» Мусоргского? Но и это случилось.

Народная музыкальная драма «Хованщина», в которой Мусоргский выступил не только как композитор, но и как либреттист, перелопатив большой корпус исторической литературы не без помощи Владимира Стасова, была написана лишь в виде частично незавершенного клавира. Римский-Корсаков, взявшийся за оркестровку оперы, приложил руку и к тексту Мусоргского, взяв на себя смелость многое добавить и переписать, чем вызвал недовольство у любителей уртекста («изначального текста»). На «Опере – всем» предпочли оркестровую версию Дмитрия Шостаковича, максимально сохранившую авторский тональный план. Уступившая в радикализме языка «Борису Годунову», «Хованщина» превзошла его в протяженности, достигнув излюбленного вагнеровского времени – без малого пять часов. Мусоргский хорошо знал музыку Вагнера, считая, что немецкий коллега «силен тем, что щупает искусство и теребит его», побуждая к поиску новых форм. И потому в «Хованщине», написанной как русская альтернатива Вагнеру, он тоже устроил в финале ритуальный костер, как учинял его для главной героини в «Валькирии» сумрачный германский гений.

В постановке режиссера Юрия Лаптева и художницы Юлии Гольцовой видеоряд в сцене самосожжения визуально страха и трепета не вызвал, а вот оркестр под управлением Фабио Мастранджело изрядно потряс, изобразив в звуках разгул стихии, уподобив ее мировому пожару. Прочтение партитуры Мусоргского было достойно всяческого уважения и похвалы. Оркестру несколько раз помогал колокол, раздававшийся со стороны собора, создавая мощный стереоэффект присутствия. На очень тесной сцене все выглядело предельно схематично: поваленный гигантский разрушающийся колокол, ворота в Кремль с надвратной иконой Богородицы и лестница-трибуна. Этот колокол и стал последним прибежищем раскольников, устроивших акт самосожжения в знак протеста против никоновских реформ. При всех беспощадных сокращениях сцены с Марфой были сохранены почти все – ровно потому, что эта партия наконец попала в руки Олеси Петровой, давно мечтавшей ее исполнить, и дебют превзошел все ожидания даже в таком площадном формате. В этой певице сошлось все для воплощения одного из самых сложных образов русской оперы, не зря так любимых всеми выдающимися меццо-сопрано – Еленой Образцовой, Ириной Архиповой, Ольгой Бородиной, для которых Марфа становилась не столько вокальным, сколько духовным испытанием.

Вокальный «костюм и грим» Марфы сели на Олесю как влитые, словно не могли дождаться своей новой хозяйки, обретя в стати и голосе певицы и гордую осанку, и силу, и нежность, и власть, и покорность. В этой опере Мусоргский неслучайно сделал главными героями Досифея и Марфу – лица духовной истории России, оказавшиеся волей судьбы в момент тяжелых перемен. Сцена гадания Марфы является одной из центральных в опере, которую композитор построил как одно развернутое гадание о судьбе страны и мира в момент, когда будущее покрыто мраком и о нем можно только гадать. Досифея очень старательно исполнял бас Александр Безруков, местами даже напоминая тембр и интонационный абрис интерпретации Николая Охотникова.

Силы солистов Мариинского театра помогли справиться и с остальными партиями. Иван Хованский представлен в облике баса Михаила Колелишвили, привыкший к вольной жизни без ограничений Андрей Хованский – тенора Сергея Семишкура. Спустя много лет вернулся на сцену и тенор Август Амонов в партии Василия Голицына. Не везде вокально сладко пришлось баритону Кириллу Жаровину в эмоционально и смыслово полярной партии Шакловитого. Но даже в совокупности всех этих пестрых обстоятельств «Хованщина» и в усеченном виде дала понять, насколько мощным было явление Мусоргского – композитора без консерваторского образования, избежавшего влияния догм и канонов, сумевшего силой своего дарования, интуиции и желания совершить массу открытий в области музыкального языка, широко распахнув окно в будущее.  


Читайте также


Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Герои сказки "Алиса в Стране чудес" перепели Высоцкого

Наталия Григорьева

Анна Пересильд, Милош Бикович и Ирина Горбачева сыграли персонажей Льюиса Кэрролла в современной России

0
1695
Опускаем луну, не задавите солистку!

Опускаем луну, не задавите солистку!

Марина Гайкович

В новой постановке романтического "Вольного стрелка" обнаружилась изрядная доля фарса

0
1512
Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Гамлет из Тибета задается вопросом "Жить или умереть?" вместо "Быть или не быть?"

Галина Коваленко

Спектакль драматического театра из автономного района Китая показали на фестивале "Балтийский дом"

0
1274
Почему погиб поэт

Почему погиб поэт

Наталия Григорьева

Фантазия на тему последнего дня жизни Михаила Юрьевича Лермонтова

0
2901

Другие новости