0
4875
Газета Культура Интернет-версия

11.08.2025 18:59:00

Центр современного искусства AZ/ART открыл завершающую летний интенсив-триптих выставку

Познание блуждания

Тэги: фестивальинтенсив, алгоритмы познания, выставка, блуждание, обзор


фестивальинтенсив, алгоритмы познания, выставка, блуждание, обзор Инсталляция «Ау» арт-группы «Хвойные». Фото из Telegram-канала центра современного искусства Az/Art

В последний, августовский выпуск фестиваля-интенсива «Алгоритмы познания» (о второй выставке см. «НГ» от 07.07.25) куратор Александр Дашевский пригласил объединение «Хвойные», Михаила Рубанкова и Ирину Корину. Проекты принципиально автономны, но в общей попытке понять способы взаимодействия с современностью этих художников объединяет если не эскапизм, то блуждание – своею ли компанией, в своей ли мифологии или в плане остранения привычного.

Петербургская группа «Хвойные» вообще, кажется, не занята выяснением отношений с реальностью. То есть у Марины Абаджевой, Виталия Дивенцова, Греты Димарис, Вильгения Мельникова и Серафимы Сажиной нет общей цели, «цементирующих» узнаваемость способов репрезентации и прочих общих знаменателей, служащих зацепкой стороннему наблюдателю. Просто пять лет назад они решили, что в майские праздники будут собираться в «доме-резиденции-мастерской» Мельникова в деревне Хвойное и что-то вместе делать. Акцент тут на «чем-то». Иронически определенные Дашевским «паломничества-перформансы-ретриты» могут быть рисованием ветками, обниманием деревьев, совместным блужданием, чем угодно. «Ау», как назван их раздел, объединяет не только документации акций, фотографии и лесную инсталляцию с чудными обитателями. Поверх всего – это перекличка своих, проверка связи, поскольку главное у «Хвойных» – сам процесс общения друг с другом.

В мифологию с шаманским оттенком приводит блуждание Михаила Рубанкова. Его «Железная кость», как тут сообщается, – образ из шаманской вселенной, отвечающий в том числе за способность перемещаться между мирами. Инсталляция Рубанкова состоит из импровизированной юрты и развешанных вокруг нее картин (строительная перчатка раз за разом крепится гвоздями к картинке со звездным небом, раз за разом же эпично охраняющим елки). И объединяет картинки с абсурдным умыслом: вот битье в барабан, вот хрустальные сувенирные фигурки, обычно востребованные накануне Нового года, а тут подсвеченные, как для вечной дискотеки, вот рисунок про железную кость, а рядом – видимо, персонаж-шаман с птичьей головой сидит возле розетки и простодушного пояснения: «Прямая коммуникация с миром духов». Есть ли смысл, нет ли его, может, вопрос вторичный. Кажется, художнику важнее погружение в сконструированный им из узнаваемых предметов собственный мир.

Кульминацией и самым сложносочиненным проектом августовских «Алгоритмов познания» стала инсталляция Ирины Кориной «Послезавтра скорее всего, но почему-то не могу». Предметы, часто заимствованные из реальности, иногда так на нее похожие, составляют обстановку некоего интерьера. Впрочем, обыкновенные предметы, как детская кроватка, навершие массивного шкафа, его миниатюрный родственник с дверцами, завешанными тканью расцветки звездного неба, и с миниатюрным действом внутри, массивные фолианты с картинками, портреты известных людей и тут же модные в советских интерьерах доски с безвестными хорошенькими девами (девица, еще одна и вдруг – прямо Барби), обозначая мещанский уют, – из разных осколков собирают интерьер, распадающийся на метки разных миров. Или не таких уж разных?

Они беспрестанно прорастают друг в друга, за смешным, нелепым, пошлым без антракта являя что-то совсем другое. Ящики от велика до мала установлены один на другой, а сюжеты маркетри демонстрируют визуальную иерархию, от золотой рыбки к Ивану-царевичу, а потом к Василисе Прекрасной. Венчает «восхождение» одинокая березка. Картинки в огромных книгах показывают в том числе гильотину и могилу. На полке над детской кроваткой стоят сувенир с профилем Бажова и плюшевый Бобик, который с застывшим взглядом не может наглядеться на свое маркетри-«отражение». Еще в этом углу есть светильник с избушкой на курьих ножках и коврик, олень на нем имеется, но вообще там доминирует кладбище.

В хранилище культурных кодов мелькают портреты Владимира Проппа с отсылкой к «Морфологии волшебной сказки» и Льва Выготского с отсылкой к «Мышлению и речи» и в том числе к тому, что смысл слов зависит от контекста. Кажется, это могло бы быть эпиграфом к проекту. Внешняя статика, зашитая в память узнаваемость, обыденность вдруг не то что дают сбой, а показывают, как, например, китч делается кошмаром. Во сне ли, который ковриком над кроватью напоминает о конечности всего, или в страшных картинках из книжки, или в сувенирном ли птахе, зловеще расправившем гордые крылья. В сказке или в жизни, или в ее изнанке, если только время жизни может позволить себе изнанку. В том и дело, что осколки собираются в целое и что «статика» полна внутренних трансформаций.

«Алгоритмы познания» в целом и нынешняя выставка как точка проекта сквозным мотивом ведут мысль о том, что ответов, опор и всяких утешительных вещей иногда быть не может. Блуждание не обещает выхода. Вместе с тем вспоминаешь Башляра, размышлявшего в «Поэтике пространства», как стараниями воображения в малом может уместиться огромное, невместимое, нереальное, и писавшего, что «при необходимости вы сможете обрести свободу с помощью одного лишь абсурда». Зависит от контекста.


Читайте также


Магнус Карлсен завоевал Clutch Chess Champions Showdown

Магнус Карлсен завоевал Clutch Chess Champions Showdown

Марина Макарычева

Сергей Макарычев

Фабиано Каруана стал пятикратным чемпионом США

0
3247
Что покажут на ТВ в праздничные дни

Что покажут на ТВ в праздничные дни

Вера Цветкова

Смотрим исторические драмы, памятные концерты и качественную документалистику

0
3433
 ВЫСТАВКА  "(Не)видимый Город М."

ВЫСТАВКА "(Не)видимый Город М."

0
1722
 ВЫСТАВКА  "Последний триумф Петра. Впереди вечность"

ВЫСТАВКА "Последний триумф Петра. Впереди вечность"

0
1804

Другие новости