0
3173
Газета Культура Интернет-версия

21.09.2025 16:49:00

Орфей, Немая Вега и Дафна

Фестиваль Российского национального оркестра объединил изысканные по названию и звучанию сочинения

Тэги: музыка, московская филармония, российский национальный оркестр


музыка, московская филармония, российский национальный оркестр Пианист Николай Луганский (справа) и маэстро Александр Рудин схожи не только по педантичному подходу к исполнению, но и по энергетике. Фото Ирины Шымчак предоставлено пресс-службой РНО

В Московской филармонии проходит фестиваль Российского национального оркестра, возрожденный в 2024 году в новом формате. В прошлый раз маэстро Александр Рудин подарил публике возможность познакомиться с такими редко исполняемыми опусами, как «Песни Гурре» Шенберга и «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси, благодаря чему репертуар РНО пополнился партитурами XX столетия. В этом году фестиваль сохраняет акцент на эксклюзивность и изысканность, вновь подтверждая свой высокий уровень. Программа трех концертов охватывает музыку трех столетий – от Бетховена до наших дней и во многом адресована как раз не самой широкой аудитории. Вместе с РНО на сцену выйдут именитые солисты, оперные певцы и актеры – и если вокальный каст под предводительством австрийской певицы Регины Ханглер уже представил оперу Рихарда Штрауса «Дафна», то театральный в компании с Дмитрием Юровским поставит красивую финальную точку своим литературно-музыкальным прочтением «Евгения Онегина».

Открытие фестиваля получилось, как всегда, впечатляющим: маэстро Рудин объединил в один вечер таких максимально далеких друг от друга композиторов, как Людвиг ван Бетховен, Александр Бородин и Андрей Головин. В Четвертом фортепианном концерте венского классика солировал Николай Луганский – любимец филармонической публики, пианист, схожий не только по качественному, педантичному подходу к исполнению, но и по энергетике с Рудиным. Первую часть Луганский сыграл по-моцартовски легко и утонченно, снизив градус бравурности в пассажах и аккордах, – и даже финальная, бетховенская каденция вышла с романтическим пафосом как отдельная пьеса, которая могла бы называться «размышление». Во второй части, где, по легенде композитора, Орфей усмиряет своим пением фурий, оркестр и солист слились в идеальном дуэте: суровым унисонам низких струнных вторили вкрадчивые «ответы» фортепиано. А финал музыканты представили как некий гимн высокому искусству и венскому классицизму – оркестровое тутти, фанфарные аккорды фортепиано и «бег» струнных от начала до конца утверждали оптимизм и мир во всем мире.

Вторую симфонию Бородина, занявшую добрую половину второго отделения, РНО исполнил в авторской редакции, подготовленной и впервые изданной музыковедом Анной Булычевой в 2015 году (именно эта версия звучала при жизни композитора). Оркестр с точностью портретиста воплотил образы русских богатырей, певца Бояна и народную толпу, возникшие в каждой части цикла. Эпический размах, заданный дирижером с первой мгновенно узнаваемой темы богатырской раскачки, широта повествования, колоритные сочетания тембров и чарующие мелодии вновь напомнили о величии Бородина-симфониста – великого композитора, которого сегодня так редко играют.

Впрочем, как оказалось, и в наши дни существуют свои отечественные симфонисты. Один из них – композитор, профессор РАМ имени Гнесиных Андрей Головин. Специально для фестиваля РНО он написал вокальный цикл «Немая Вега» на стихи русских поэтов (название дала строка из стихотворения Блока). Девять вокально-оркестровых пьес по стилистике напоминали Рихарда Штрауса, невольно перебрасывая смысловой мостик к программе второго концерта. То же неторопливое развертывание музыкального материала, философское повествование оркестра и словно возвышающийся над ним голос певицы в высокой тесситуре (с непростой партией мужественно справилась солистка Нижегородского театра оперы и балета Татьяна Иващенко) погружали в медитативное ирреальное состояние, словно унося туда, где «весь в искрах, Сириус цветной, над головой – немая Вега».


Читайте также


Лауреаты конкурса имени Глинки посвятили свое выступление Ирине Архиповой

Лауреаты конкурса имени Глинки посвятили свое выступление Ирине Архиповой

Ирина Муравьева

Альбина Шагимуратова представила своих подопечных на гала-концерте в Зале Чайковского

0
698
Мы – полынь! Мы – Путивль! Мы – Непрядва!

Мы – полынь! Мы – Путивль! Мы – Непрядва!

Луиза Кузьмина

0
276
Каждая свеча горит по-своему

Каждая свеча горит по-своему

Ольга Акакиева

Друзья и коллеги Германа Гецевича помянули его стихами

0
801
Через Англию в Китай и Непал

Через Англию в Китай и Непал

Светлана Соболева

В Институте русского языка им. В.В. Виноградова открылся осенне-зимний сезон вечеров

0
542

Другие новости