Марина Брусникина черпает вдохновение в хорошем кино.
Фото агентства «Москва»
Режиссер Марина БРУСНИКИНА 9 февраля празднует юбилей. О своей предстоящей премьере на сцене Российского академического молодежного театра, творческой судьбе и об иллюзорном мире, который влияет на реальность, она рассказала журналисту Марии ЛИСОВОЙ.
– Марина Станиславовна, вы начинали свой творческий путь актрисой, но стали режиссером. Как так получилось?
– Я была актрисой, потом педагогом, а потом стала работать в МХТ им. Чехова над «Кругом чтения», циклом вечеров по современной поэзии и прозе, что органично, плавно перетекло в другую профессию. Один из таких вечеров увидел Олег Павлович Табаков и сказал: «Тебе надо взять этот материал и поставить спектакль». Так я поставила «Пролетного гуся» Виктора Астафьева, совершенно не думая, что режиссура со мной навсегда. Но сразу же мне предложил поставить спектакль Роман Козак, тогда главный режиссер в Театре им. Пушкина, потом позвали в театр «Глобус» в Новосибирске, потом возникло следующее предложение от Олега Павловича. И вот уже 20 с лишним лет получается что-то делать на режиссерской стезе.
– Уже три года вы – главный режиссер РАМТ. Что сейчас входит в ваши обязанности? Случились ли открытия?
– Самое главное, что случилось за эти три года: я абсолютно не разочаровалась в РАМТ. И не разочаровалась в своем решении сюда прийти, это не оказалось моей иллюзией – здесь на самом деле очень хорошо.
Главная моя обязанность до сих пор – быть рядом с художественным руководителем Алексеем Владимировичем Бородиным, помогать ему во всем – в творческих решениях и практических вопросах. И конечно, искать неожиданный репертуар, рассчитанный на разный возраст и семейные просмотры. Честно говорить с людьми о том, что им необходимо, что волнует их и нас.
– В марте вы выпускаете в РАМТ премьеру «Иллюзии». Почему вы решили обратиться к старинной пьесе Пьера Корнеля?
– Эта замечательная комедия Корнеля мало кому известна. Я всегда стараюсь найти для постановки не широко растиражированный материал. После «Лета Господня» хотелось поставить в РАМТ нечто диаметрально противоположное. Кроме того, в театре такая азартная труппа, молодежь, с которой, я уверена, смогу воплотить замысел.
Пьеса написана в XVII веке, веке барокко, и с художником Наной Абдрашитовой мы сразу оговорили, что не будем уходить в исторический контекст. Будет игра, иллюзия того времени и стиля. Пьеса, конечно, сложная. В первую очередь все вспоминают трагедии Корнеля, а тут вдруг – комедия, и многословная, но ее монологи живые, важно только найти к ним правильный ключ и стилистику. В ней есть важный образ счастливого пространства. Иллюзорный мир, который имеет огромное влияние на мир реальный. Это и есть театр – пространство иллюзий. Пьеса Корнеля, если совсем коротко, о том, что театр – это прекрасно.
– Вам как главному режиссеру театра приходится думать, как занять всех актеров труппы. Удается ли?
– В РАМТ я ставлю спектакли уже более 10 лет, и, конечно, есть актеры, которых я хорошо знаю, к которым сильно привязана. Но я понимаю, что должна этот круг расширять и привлекать тех артистов, с кем еще не работала. А в РАМТ невероятное количество талантливых актеров. Они так воспитаны Алексеем Владимировичем Бородиным: любят свое дело, очень живые и откликаются на абсолютно разные предложения.
– Помогает ли вам педагогический опыт в репетициях?
– Я не делю себя на педагога, на режиссера, на артистку. Для меня это одно проявление, требующее в разных ситуациях разных качеств.
– Как вам удается распределять силы и время, ведь помимо РАМТ вы руководите театром «Практика» и преподаете в Школе-студии МХАТ?
– Это непросто. Требует очень много сил и времени. И у меня нет другой жизни, кроме работы. Но я всегда работала одновременно в нескольких местах, мне это очень помогает быть продуктивной, мобилизует.
– Успеваете ли отдыхать? Чем вдохновляетесь?
– Отдыхаю я в отпуске – в деревне, на природе. А источник вдохновения для меня – кино. Больше всего эмоциональной и интеллектуальной информации я получаю, смотря хорошее кино. Как зритель я больше люблю смотреть кино, чем ходить в театр. Мне важно, чтобы это были разные режиссеры, стараюсь смотреть и классику, и все новинки. Очень долго обходила стороной сериалы – не хватало времени. Но в какой-то момент и их время настало, ночами напролет. В основном, конечно, летом и в отпуске, когда могу себе такое позволить.
