0
12266
Газета Интернет-версия

15.01.2018 00:01:00

Останется ли Италия "проблемным ребенком" Европы

Полсотни партий на Апеннинах готовятся к парламентским выборам

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Александровна Арбатова – доктор политических наук, заведующая отделом ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: италия, парламентские выборы, маттео ренци, сильвио берлускони


Маттео Ренци и Сильвио Берлускони нацелены на победу своих партий.	Фото Reuters
Маттео Ренци и Сильвио Берлускони нацелены на победу своих партий. Фото Reuters

В Италии, несмотря на зимний период, наступила жаркая пора. Все политические партии страны готовятся к парламентским выборам, которые должны состояться в марте.

Несомненно, выборы в третьей экономике еврозоны станут важнейшим событием в политической жизни не только Италии, но и Европейского союза в целом. Как показали недавние выборы в Нидерландах, Франции и Германии, хотя популисты и улучшили свои позиции, все же они не смогли победить сторонников «европейской идеи». В Австрии политические итоги парламентских выборов, состоявшихся в октябре 2017 года, не столь однозначны. Ультраправая Австрийская партия свободы не победила Австрийскую народную партию (АНП) действующего канцлера Себастьяна Курца, но это произошло в большой степени потому, что сама АНП сдвинулась вправо. Многие эксперты и политики выражают опасение, что результаты выборов в Италии могут нанести удар по всему Евросоюзу, если победят правые популисты и евроскептики.

Италия, связавшая свою судьбу с европейской интеграцией и видевшая в ней панацею от экономической, социальной и политической нестабильности, сегодня, как и многие другие страны – члены ЕС, заражена бациллой евроскептицизма. Недовольство Евросоюзом в Италии, стоявшей у истоков интеграции, относительно новый феномен. В его основе – последствия вступления Италии в еврозону, глубокая рецессия вследствие мирового экономического и финансового кризиса 2008 года, банковский кризис и неконтролируемая миграция после событий арабской весны, которая наиболее больно ударила по странам южной периферии ЕС. Все это привело к утрате энтузиазма рядовых итальянцев по поводу общей европейской судьбы. Если коррупционные скандалы на протяжении 1990-х подрывали доверие населения к национальным политикам, то сегодня наблюдается обратная реакция – рост недоверия к многонациональной чиновничьей бюрократии в Брюсселе.

Партийно-политический спектр в Италии традиционно был достаточно широк: он включает и мелкие партии, и крупные партии, и партийные коалиции и движения. Официально зарегистрировано около 50 политических партий, и половина представлена хотя бы в одной из палат парламента. На левом фланге находится популистская и антиглобалистская партия «Движение пяти звезд», созданная комиком Беппе Грилло и возглавляемая сегодня политиком Луиджи Ди Майо, которая получила на парламентских выборах в феврале 2013 года 25% голосов избирателей.

Кроме того, на левом фланге существует ряд мелких партий, в том числе «Итальянские левые», а также «Демократическое и прогрессистское движение» и «Возможно», отколовшиеся от Демократической партии в 2017 году и объединившиеся в декабре в новую партию «Свободные и равные» в качестве альтернативы правящей Демократической партии. Бывший итальянский премьер-министр и бывший коммунист Массимо Д’Алема объяснил создание новой предвыборной коалиции тем, что объединение с Демократической партией (ДП) невозможно по «политическим и программным» мотивам, поскольку та часть «избирателей, которые проголосуют за нас, никогда не проголосовала бы за ДП». «Движение пяти звезд» также пока не готово заключать союзы с другими партиями.

Раскол на левом фланге, несомненно, ставит правящую Демократическую партию Маттео Ренци, проигравшую к тому же правому блоку местные выборы на Сицилии в июне 2017 года, в трудное положение. Возглавив правительство в 2014-м, Ренци выступил с проектом реформ, носящих комплексный характер и впервые после 1990-х годов увязывающих экономические преобразования с институциональным сдвигом – введением нового избирательного законодательства и пересмотром Конституции. Для проведения дальнейших реформ Ренци был нужен карт-бланш от населения, и в этих целях им был задуман референдум по широкомасштабной конституционной реформе.

Референдум закончился личным провалом Ренци, который покинул пост премьер-министра и лидера ДП в конце 2016 года. В мае 2017-го Ренци был вновь избран национальным секретарем ДП, но его позиции были серьезно ослаблены. Кредит доверия, который он получил от населения, возглавив правительство, стремительно таял. Не только противники Ренци, но и однопартийцы обвиняли его в непомерном честолюбии и авторитаризме. 

В результате внутренних разногласий одна часть видных партийных деятелей покинула ряды ДП, другая перешла во внутреннюю оппозицию.

Абстрагируясь от личных качеств Ренци, все же следует признать, что ему приходилось руководить страной в чрезвычайно сложных условиях, лавируя между евроскептиками-популистами внутри Италии и Европейской комиссией, не желавшей давать послабления Риму для спасения банковской системы страны. Несмотря на поражение ДП на выборах в Сицилии, Ренци полон надежд на успех своей партии в 2018-м и возвращение премьерского кресла.

Вместе с тем многие аналитики высказывают сомнение в том, что даже в случае наиболее благоприятного расклада сил для ДП Ренци сможет возглавить коалиционное правительство в силу внутренних противоречий в партии – не в последнюю очередь из-за личных качеств ее лидера. Оказавшись в сложном положении, Ренци ищет союзников среди центристов и правоцентристов – в партии бывшего министра иностранных дел и еврокомиссара Эммы Бонино «Итальянские радикалы» и «раскольников» из партии действующего министра иностранных дел Анджелино Альфано «Народная альтернатива».

На правом фланге находятся партия Сильвио Берлускони «Вперед, Италия!», «Лига Севера» Маттео Сальвини и «Братья Италии» во главе с Джорджией Мелони, которую многие называют итальянской Марин Ле Пен. Правые по определению более склонны к объединению во имя общей победы, оставляя политические разногласия «на потом». Кроме того, правых популистов отличает и идеологическая гибкость. Так, «Лига Севера» борется на севере страны за автономию, а на юге приобретает сторонников, играя на страхах рядовых итальянцев перед неконтролируемой миграцией. Местные выборы на Сицилии, которые многие рассматривают как генеральную репетицию национальных выборов, принесли правой коалиции во главе с Берлускони 40% голосов против 19%, полученных ДП.

Партия Берлускони и прежде всего сам ее «крестный отец» возвращаются на политическую авансцену после периода громких скандалов и репутационных потерь. Берлускони вновь нацелен на победу и премьерское кресло. Если хороший результат «Вперед, Италия!» на грядущих парламентских выборах представляется вполне реальным, то амбициозные планы Берлускони будут зависеть от отмены судебного решения от 2012 года, запрещающего политику занимать выборные должности в течение шести лет. Берлускони подал прошение в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) пересмотреть решение итальянского суда, однако вряд ли это решение будет пересмотрено до выборов-2018.

По некоторым опросам общественного мнения, ДП может получить 26% голосов, «Движение пяти звезд» – 28%, тогда как правая коалиция может рассчитывать на 32%.

В октябре прошлого года Сенат Италии утвердил новый избирательный закон, в соответствии с которым пройдут выборы в парламент. Необходимость в этом была продиктована провалом референдума, на котором итальянцы высказались против конституционной реформы Ренци, значительно урезавшей полномочия Сената как выборного органа. Новый закон получил название «Розателлум» по имени его автора, главы фракции ДП в Палате депутатов Этторе Розато. Он является компромиссом между ДП и ее оппонентами из правого лагеря. «Движение пяти звезд» высказалось категорически против нового закона, усмотрев в нем стремление соперников серьезно ослабить его позиции. Главным положением закона является возможность вступать в широкие коалиции до голосования, что создает неблагоприятную ситуацию для «Движения пяти звезд», которое в принципе выступает против объединений.

«Розателлум» устанавливает весьма сложную смешанную пропорционально-мажоритарную систему, дающую преимущество прежде всего коалициям и отменяющую «бонус большинства», который предусматривал дополнительные мандаты для победившей коалиции. По мнению аналитиков, единственный способ избежать политического тупика – это необходимость для коалиции получить более 40% голосов. Однако, по прогнозам, ни один партийный блок не сможет получить более 33% голосов.

Очевидно, какая бы сила ни победила, она будет испытывать трудности по преодолению экономической стагнации, снижению долгового бремени и иметь дело с крайне нестабильной банковской системой. Несомненно, отношение итальянского общества к будущему европейской интеграции будет зависеть от того, сумеет ли новое правительство справиться с экономическими и финансовыми проблемами страны. Возлагая надежды на правый блок, рядовой избиратель, похоже, забыл, что именно Берлускони, успешный в личном плане бизнесмен, оставил страну в 2011 году в плачевном состоянии, втянув ее напоследок в конфликт в Ливии.

Что касается левых популистов, их критика пороков общества не лишена оснований, но предлагаемые ими решения, по сути, так же примитивны, как и те, что предлагаются справа. И левые, и правые популисты втолковывают избирателям, что политика проста и все проблемы общества могут быть легко решены, если только они придут к власти. И те и другие с большой вероятностью разочаруют своих последователей, если окажутся наверху.

Истоки евроскептических настроений в итальянском обществе в целом схожи с аналогичными явлениями в других странах – членах ЕС, однако главным фактором явились жесткие меры преодоления долгового кризиса Италии, которые не могли не сказаться на жизненном уровне населения и которые связывались в представлениях простых людей с «антинародным курсом» Брюсселя. В связи с этим вопрос о том, останется ли Италия «проблемным ребенком» Европы или вернется в русло европейской интеграции, зависит не только от исхода парламентских выборов, но и от гибкости Брюсселя.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Когда университет становится роскошью

Когда университет становится роскошью

Александр Тараканов

Студенты в Италии бросают учебу из-за высоких цен на жилье

0
5695
Трампу ищут друзей в Европе

Трампу ищут друзей в Европе

Геннадий Петров

Данила Моисеев

Орбан и Мелони оспаривают друг у друга право стать ключевыми союзниками избранного президента США в ЕС

0
2277
Продолжающиеся в Абхазии протесты осложняют отношения с Россией...

Продолжающиеся в Абхазии протесты осложняют отношения с Россией...

Светлана Гамова

Президентом Румынии может оказаться "русский шпион"

0
8743
Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Протесты в Грузии выдохлись за три недели

Игорь Селезнёв

Работу в новом парламенте лидеры оппозиции призывают расценивать как политическое самоубийство

0
5150

Другие новости