0
11238
Газета Интернет-версия

26.03.2018 00:01:00

Отношения с Анкарой – уникальный актив Москвы

Чего стоит ждать от визита Владимира Путина в Турцию

Тимур Ахметов

Об авторе: Тимур Шамшидинович Ахметов – журналист-международник, независимый эксперт по Турции.

Тэги: президент, путин, визит, турция, эрдоган, ссву, сотрудничество, аэс, турецкий поток, сирия, конфликт, нато


президент, путин, визит, турция, эрдоган, ссву, сотрудничество, аэс, турецкий поток, сирия, конфликт, нато Владимиру Путину и Реджепу Тайипу Эрдогану предстоит обсудить новый этап в двусторонних отношениях. Фото с сайта www.tccb.gov.tr

В начале апреля российский президент Владимир Путин посетит Турцию для участия в очередном заседании Совета сотрудничества высокого уровня (ССВУ). По ряду причин проведение Совета знаменательно: мероприятие представляет собой важнейший механизм координации и развития двусторонних отношений. Кроме того, нынешнее заседание ССВУ, образованного в 2010 году и проходившего с тех пор каждый год, – первое после долгой паузы, возникшей в результате кризиса в двусторонних отношениях из-за сбитого российского самолета в небе Сирии.

В последний раз Путин встречался со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в формате ССВУ в декабре 2014 года. На переговорах в Анкаре было отмечено намерение сторон довести объем двусторонней торговли до уровня 100 млрд долл. к 2020 году, при этом лидеры стран отмечали необходимость сбалансирования товарооборота и его структуры. Российской стороной указывалось твердое намерение сотрудничать с Турцией в вопросе строительства первой на ее территории АЭС «Аккую».

Конечно, в рамках ССВУ обсуждались и события в Сирии, тогда стороны, несмотря на заявления о совпадающем желании прекратить конфликт, вынуждены были признать, что расходятся в вопросе о том, каким способом война должна быть прекращена. Глава Турции, надеявшийся на поддержу своих партнеров на Западе и в монархиях Персидского залива, призывал к скорейшему уходу президента Башара Асада. Очевидно, что разногласия по сирийскому конфликту в дальнейшем и определили траекторию развития отношений в 2015 году.

14 марта 2018 года состоялось VI заседание Совместной группы стратегического планирования (СГСП), созданной в рамках работы ССВУ и возглавляемой министрами иностранных дел Турции и России. Акцент работы СГСП в этом году был на принятых мерах по преодолению последствий кризиса. Стороны отметили рост товарооборота, объем которого составил в 2017 году 21,6 млрд долл. Было объявлено о планах проведения перекрестного Года культура и туризма в России и Турции в 2019-м. Особое внимание главы МИДов обратили на восстанавливающийся поток российских туристов: в 2017 году Турцию посетили 4,5 млн россиян (в кризисный 2016-й – всего 866 тыс.). Были отмечены инициативы по строительству «Турецкого потока» и покупке турецкой стороной ЗРК С-400 «Триумф», поставки которых начнутся в 2020 году.

На заседании СГСП были обозначены и нерешенные вопросы, многие из которых возникли в результате кризиса 2015–2016 годов. Прежде всего речь идет о взаимных скрытых торговых санкциях и ограничениях. Очевидно, что стороны пытаются добиться для себя отдельных преференций в новых условиях: российская сторона хочет открыть рынок Турции для ряда отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, в то время как турки требуют снятия искусственных ограничений на свои овощи, введенные российскими властями в рамках санкций против Анкары в 2016 году.

Другим предметом переговоров является вопрос упрощения взаимных поездок граждан определенных категорий. Для Турции либерализация визового режима важна для развития связей турецкого делового сообщества. Для России же данный вопрос связан с обеспечением безопасности и борьбой с терроризмом.

Апрельская встреча глав государств должна стимулировать переход в двусторонних отношениях из режима посткризисного восстановления в режим долгосрочного развития. Повестка встречи будет включать вопросы сотрудничества в области строительства объектов инфраструктуры, привлечения инвестиций и создания совместных предприятий. Стоит ожидать прояснения вопросов вокруг двух совместных крупномасштабных проектов: АЭС «Аккую» и газопровода «Турецкий поток».

Что касается строительства АЭС, то в первую очередь главы государств должны решить вопрос получения российской стороной всех необходимых разрешений от Турецкого агентства по атомной энергии. Самым важным предметом обсуждений, однако, должен стать вопрос судьбы 49% акций АЭС и инвестиций, объем которых сегодня оценивается в 20 млрд долл., необходимых для строительства. Кроме того, стороны должны обсудить ход строительства обеих веток газопровода «Турецкий поток»: и Турция, и Россия придают проекту особую значимость в реализации своих геополитических и экономических планов. Так, поставки по данному маршруту должны обеспечить растущие потребности Туреции, руководство которой планирует войти к 100-летнему юбилею республики в 2023 году в десятку развитых стран мира.

Общая динамика двусторонних отношений очевидна: приоритет дается сотрудничеству в экономической сфере при отдельном акценте на крупных инфраструктурных проектах. 

Даже на фоне угрозы санкций со стороны Запада руководство обеих стран демонстрирует политическую волю к сотрудничеству. Более того, все заметнее становятся шаги по расширению доверительного диалога и сотрудничества по политически значимым проектам. Речь идет не только о приобретении Турцией у России четырех дивизионов С-400 на 2,5 млрд долл. Как и в 2014 году, тема Сирии продолжает определять повестку дня в отношениях Москвы и Анкары.

В основе сближения позиций двух стран по сирийскому конфликту лежит осознание того, что Россия и Турция нуждаются друг в друге для обеспечения реального политического процесса, в ходе которого могли бы быть учтены как интересы всех сирийцев, так и интересы обеих стран. Примеры недавних военных операций в сирийском Африне и Восточной Гуте, где ситуация во многом определялась в результате компромисса между Анкарой и Москвой, демонстрируют, что стороны готовы прислушаться к озабоченностям друг друга.

Важность сирийского трека двусторонних отношений заключается и в том, что именно в рамках астанинского процесса диалог удалось встроить в многостороннюю дипломатию. Участие Ирана и Турции, стран с совершенно разными интересами в Сирии, в вопросе снижения насилия в стране стало возможным благодаря кропотливой работе российского МИДа. Полученный опыт координации шагов между странами должен в будущем использоваться и в вопросе реконструкции и восстановления Сирии, где Турция и Россия могут опять же найти области для взаимодействия. Вероятно, руководители двух стран обсудят данный вопрос в ходе саммита.

На фоне положительной динамики экономических и политических отношений прослеживается намерение лидеров РФ и Турции прийти к пониманию того, что нельзя дружить против кого-то третьего. Ведь, как показывает история, в случаях, если Анкара или Москва начинают враждовать друг с другом, идя на поводу третьей стороны, в итоге в разбитого корыта оказываются оба государства. В то же время необходимо решительным образом противостоять попытками третьих сил нарушить диалог между Россией и Турцией.

Необходимо придать ясность в вопросе треугольника отношений Турция–Россия–НАТО. Для России значимость этого вопроса заключается в том, что именно через Турцию военный альянс склонен действовать в регионах, где обозначены российские интересы: Черное море, Кавказ и Сирия. Важно понять, что Турция с 1990-х годов пытается найти себе место в мире, где произошли политические изменения тектонического масштаба, и именно роль проводника западного влияния в малодоступных для Запада регионах является наиболее привлекательным и эффективным направлением внешней политики Анкары. Часть турецкой элиты до сих пор полагает, что именно в тесном союзе с Западом страна может реализовать свои внешнеполитические интересы.

Вышеуказанное не означает, что Россия должна добиваться выхода Турции из НАТО. Наоборот, Турция, которая имеет добрососедские отношения с Россией и хочет вести доверительный диалог со своим северным соседом, как член НАТО – уникальный актив российской дипломатии, особенно в условиях искусственного нагнетания антироссийских настроений в Европе. Диалог России с Турцией по вопросу Крыма, ситуации на Южном Кавказе, баланса военных сил в Черном море должен стимулировать НАТО к общению с Россией.

Конечно, все это требует терпеливой работы над укреплением отношений во всех их проявлениях. Доверие между странами будет расти при углублении сотрудничества не только в экономической сфере, но и при обсуждении политических вопросов, а также проведения совместных дипломатических инициатив. Главное при этом – умение слушать и слышать, что достигается путем частого и открытого диалога. Подспорьем политическому руководству стран в этом вопросе могут стать общественные силы и гражданские инициативы. Особенно важными являются контакты между экспертными сообществами, которые во многом до сих пор мыслят категориями идеологического противостояния.   

Анкара


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1341
У нас

У нас

0
506
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1550
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1422

Другие новости