До сих пор Дональд Трамп и Владимир Путин встречались лишь на полях крупных международных саммитов. Фото Sputnik/Reuters
Объявленное в конце минувшей недели в Вашингтоне расширение санкционного списка против Москвы не отменяет стремления президента США Дональда Трампа провести новую личную встречу с Владимиром Путиным, сообщила пресс-секретарь Белого дома Сара Сандерс. Между тем ситуация вокруг возможной встречи президентов вновь демонстрирует, что администрация США страдает «раздвоением личности» в своем подходе к России. Если Трамп хочет поладить с Путиным, хотя и регулярно позволяет недружественные жесты в адрес Москвы, то его ближайшее окружение продолжает придерживаться крайне критических взглядов в отношении России.
По словам Сандерс, американские власти проводят жесткую линию, поскольку хотят, чтобы Россия изменила свое поведение и стала «ответственным партнером». Ранее о необходимости жесткого диалога с Москвой рассказал сам президент США. «По всей видимости, никто не был более жестким к России, чем Дональд Трамп… Но если бы мы поладили с Россией, это было бы хорошо, а не плохо. И все соглашаются с этим, кроме очень глупых людей», – подчеркнул глава Белого дома на встрече с президентами Латвии, Литвы и Эстонии.
Возникает вопрос: можно ли к категории «глупых людей» отнести постпреда США при ООН Никки Хейли, которая полагает, что Москва никогда не будет другом Вашингтона? Выступая в минувший четверг в Университете Дьюка в Северной Каролине, она сказала: «У нас в стране шли политические споры о том, является ли Россия нашим другом или нет. На самом деле это неверный вопрос, поскольку Россия никогда не будет нашим другом».
Впрочем, по словам Хейли, это не означает, что США не хотят вообще сотрудничать с Россией по таким острым проблемам, как борьба с терроризмом, Сирия, КНДР или Иран. «Но мы работаем с ними (Россией. – «НГ»), когда нам это нужно, и мы наносим удар, когда нам это нужно. Именно так должно быть», – пояснила она свою позицию.
После того как стало известно, что в телефонном разговоре по случаю переизбрания Путина Трамп предложил ему провести встречу на высшем уровне, в американских СМИ зазвучали предположения, будто Кремль торопится «застолбить» саммит, прежде чем помощник президента по национальной безопасности Джон Болтон и номинированный на пост госсекретаря Майкл Помпео приступят к исполнению своих новых обязанностей. А Трампа вынудили выступить с этой инициативой, так как России необходимо развеять утверждения, будто она оказалась в международной изоляции после отравления бывшего двойного агента Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в Великобритании.
Россия позитивно отреагировала на приглашение Трампа, хотя помощник президента РФ Юрий Ушаков и отметил, что на фоне событий, произошедших после разговора президентов, «трудно обсуждать возможность проведения саммита». Очевидно, Ушаков имел в виду беспрецедентное по масштабам выдворение дипломатов – по 60 сотрудников дипмиссий с каждой стороны. В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков напомнил о позиции Путина: «Российская сторона готова идти на развитие взаимовыгодных, взаимодоверительных отношений со всеми странами, включая США, настолько продвинуто, насколько готовы наши оппоненты и партнеры».
О том, что Москва заинтересована во встрече президентов, заявил и заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. «Будем прилагать усилия к тому, чтобы и американские коллеги во всех звеньях государственного аппарата США пришли к этому же выводу, для нас совершенно очевидному, – что саммит нужен», – заверил он журналистов. Аналогичным образом Россия откликнется на обращения США по визам для новых дипломатов, если Вашингтон проявит максимум позитивного отношения при рассмотрении заявок Москвы, отметил Рябков, отвечая на вопрос, согласна ли Россия принять американских дипломатов взамен ранее высланных. Вопрос же о контактах между главами внешнеполитических ведомств Сергеем Лавровым и Майклом Помпео будет актуален только после того, как кандидатуру госсекретаря утвердят окончательно.
А возможность новых переговоров с первым заместителем госсекретаря по политическим делам Томасом Шэнноном зависит от дальнейшего поведения Вашингтона по отношению к Москве. Ведь после того как США сорвали двустороннюю встречу в Женеве по безопасности в киберпространстве, Россия сочла невозможным проведение нового раунда консультаций, который был запланирован на март в Вене. «Вопрос о контакте по тематике двусторонних отношений и стратегической стабильности остается в нашей повестке дня, – подчеркнул Рябков. – Но надо понимать, что… «политическая пыль» далеко не осела». России потребуется время, чтобы посмотреть, как американская сторона позиционирует себя в свете тех острых кризисных явлений, которые наблюдаются в двусторонних отношениях.
Впрочем, сам Трамп усмотрел возможность «очень хороших отношений» с Путиным, несмотря на дипломатический кризис. По его мнению, есть «реальный шанс» на осуществление подобного сценария.
В прошлом году президенты встречались дважды на полях международных саммитов – в июле в ходе встречи G20 в Гамбурге и в ноябре во вьетнамском Дананге на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Оценивая перспективы третьей встречи, в международном экспертном сообществе весьма сдержанно говорят о ее возможных результатах. Тем более что сейчас политику США в отношении России трудно прогнозировать. Ведь Трамп фактически потерял право на ее формулирование, и сегодня этим занимаются Конгресс и та часть администрации, которая вынашивает идею наказать Кремль.
С одной стороны, двусторонние отношения ухудшаются, в том числе на фоне обвинений в адрес России во вмешательстве в президентские выборы в 2016 году и решения Вашингтона о поставках оружия Украине. А с другой – Трамп, «похоже, заинтересован в заключении какой-то сделки с Путиным». «Никто не знает, что это должна быть за сделка», – рассуждает эксперт Венского центра по разоружению и нераспространению ядерного оружия Ульрих Кюн.
По его мнению, если российско-американская встреча в верхах все же состоится, то лучшим местом для ее проведения была бы нейтральная территория – Женева или Вена. В то время как в Вашингтоне и Москве «атмосфера отравлена так, как это было во времена холодной войны».
«Если вы скучали по холодной войне, то сейчас это очень на нее похоже», – цитирует Джо Сиринсионе, президента Фонда Плаушер, специализирующегося на поддержке инициатив по предотвращению распространения и применения оружия массового уничтожения, Washington Post. В силовых структурах России, похоже, придерживаются аналогичных взглядов. Многие выступления на прошедшей в Москве пятой Международной конференции по безопасности были построены на критике США и предостережениях о возможности открытого конфликта с Западом.
«Борьба с несуществующей так называемой российской угрозой стала настоящей идеей фикс политики Вашингтона. Она достигла таких размеров и приобрела такие нелепые черты, что впору говорить о возвращении мрачных времен холодной войны», – утверждал глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.
О том, что проводить встречу в Москве или Вашингтоне сейчас не самое удачное время, за океаном высказался Люк Коффи из фонда Heritage. Ему вторит Марк Симаковский из «Атлантического совета»: «Сейчас не то время, когда можно приглашать президента Путина в Белый дом для государственных переговоров со всеми подобающими почестями, когда фактически вы выдворяете российских дипломатов».
К тому же новые члены команды Трампа, отвечающие за внешнюю политику, будут возражать против приглашения Путина. «В Белом доме будет значительное сопротивление, – полагает Симаковский. – Думаю, помощник по национальной безопасности Болтон и будущий госсекретарь будут решительно возражать против такого выбора времени для встречи».
Американские СМИ характеризуют Болтона по-разному. New York Times утверждает, что «Болтон наверняка ускорит отчуждение Америки от союзников и всего остального мира». Принимая во внимание, что Конгресс не в состоянии помешать назначению внешнеполитического «ястреба», газета рекомендует законодателям «возвысить против него голос и подчеркнуть свои конституционные прерогативы по части вступления нашей страны в войну».
Washington Examiner, напротив, припоминая Болтону призывы к вторжению в Ирак, а также к бомбардировкам Ирана и КНДР, информирует: «Он никогда ничего не говорил и не делал без разрешения». Издание полагает, что и придя 9 апреля в Белый дом, новый помощник Трампа не станет отступать от этого правила и будет послушно исполнять инициативы президента.
Вероятно, из этого исходят и в Москве. Во всяком случае, в МИДе не разделяют алармистских настроений в связи с назначением Болтона. Лавров рассказывал журналистам, что лично знаком с ним еще со времен своей работы в постпредстве РФ при ООН в Нью-Йорке и считает его настоящим профессионалом, хотя и «жестким дипломатом и политиком». При этом Москва неоднократно подтверждала, что готова работать с администрацией США в любом составе. Хотя и хорошо понимает, что уже не Трамп определяет курс США в отношении России.
комментарии(0)