Николу Пашиняну удалось стать премьер-министром. Дальше будет сложнее. Фото Reuters
Механизм победы Пашиняна
8 мая лидер протестного движения, депутат парламента Никол Пашинян стал премьер-министром. Стремительность, с которой движение, начатое Пашиняном, одержало победу, породила, как часто бывает в подобных случаях, массу конспирологических теорий. В самой Армении в зависимости от политических предпочтений и источников информации кто-то видел в происшедшем происки Запада, а кто-то, наоборот, – «руку Москвы». В российских СМИ многие не удержались от искушения рассматривать произошедшее в Армении в рамках стандартных представлений о «цветных революциях», организованных прозападными силами. Некоторые выступления на эту тему были настолько резкими, что вызвали острую реакцию в Армении и среди армян, проживающих в РФ. Однако в целом позиция России, во всяком случае, на официальном уровне оставалась нейтральной и взвешенной. Стало очевидно, что те, кто принимает решения в Москве, хотя и относятся к армянским событиям с осторожностью, не считают происходящее очередной цветной революцией.
Одна из причин, по которой армянские события вызвали конспирологические объяснения, – это та легкость, с которой рухнула казавшаяся незыблемой власть Сержа Саргсяна. Со стороны может даже показаться, не оказав сопротивления. На самом же деле успех протестов можно объяснить, не прибегая к поиску внешних факторов или теорий заговора. Усталость общества и значительной части элит от Саргсяна, его желание сохранить формальную власть, отрыв армянской верхушки от реальности, выверенные действия оппозиционеров, сумевших сохранить ненасильственный характер протестов, вполне объясняют произошедшее. При том, что представления о сдаче власти без сопротивления не соответствуют действительности. Учитывая предыдущий опыт, в частности трагические события 10-летней давности, когда 1 марта 2008 года при силовом разгоне митинга оппозиции погибли 8 демонстрантов и 2 полицейских, не оставляли сомнений в готовности власти подавить выступления. Однако, похоже, Саргсян упустил тот удобный для этого момент, когда масштаб протеста носил еще ограниченный характер, недооценив способность Пашиняна и его сторонников мобилизовать улицу. В том, что власть не пошла на силовой сценарий, возможно, свою роль сыграли разногласия между разными группами интересов внутри правящей Республиканской партии Армении (РПА). В частности, между окружением Сержа Саргсяна и окружением экс-премьера Карена Карапетяна. Как бы то ни было, нужно отдать должное Саргсяну, который, как хороший шахматный игрок, понял, что партия проиграна, и не пошел на дальнейшую эскалацию, осознавая, что ее последствия могут оказаться непредсказуемыми. В первую очередь для него самого и его партии.
Правительство национального несогласия
Никол Пашинян в конечном счете получил необходимое для премьерства количество голосов. Однако его избрание премьер-министром не решает всех вопросов. В соответствии с программой действий, которую озвучил Пашинян, он должен провести реформу избирательного законодательства, после чего парламент будет распущен и будут проведены новые выборы. Для этого по Конституции Армении парламент должен отвергнуть программу нового правительства, что может быть сделано по предварительной договоренности фракций парламента. Понятно, что для реализации сценария Пашинян должен обладать поддержкой в парламенте. Но с этим сложно. Вряд ли он может рассчитывать на поддержку «республиканцев», да и поддержка остальных фракций может не оказаться безоговорочной. Речь также обо всех других решениях, которые правительство Пашиняна должно будет провести через парламент.
Таким образом, Армению в любом случае ожидает период так называемой коабитации, или двоевластия. Пашинян возглавил правительство, которое имеет беспрецедентную поддержку улицы, но при этом у него крайне слабые позиции в парламенте – правящая элита уже показала, что не собирается легко сдаваться. Одновременно Пашиняну предстоит выстроить отношения с бюрократическим аппаратом, с экономическим блоком в правительстве и, что важнее всего, с силовиками. Ему нужно будет сформировать свою команду, костяк которой, вероятно, составят соратники по партии «Гражданский договор», активисты, проявившие себя в ходе акций протеста. Пашиняну понадобятся специалисты-технократы, и он уже заявил, что не собирается проводить тотальные кадровые чистки и готов работать с компетентными специалистами, которые работали в правительстве. Возможно, какие-то посты будут предложены партиям «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн», на данный момент являющимся союзниками Пашиняна в парламенте. Но скорее всего этот союз временный и не переживет ближайших выборов. В любом случае создавшаяся конфигурация власти нестабильна. Поэтому новый премьер-министр Армении будет стремиться к внеочередным выборам в парламент, которые позволят ему получить стабильное большинство в высшем законодательном органе страны и сформировать правительство, опирающееся на это большинство. Не вдаваясь в запутанные детали конституционного права Армении, скажем, что у РПА есть возможность не допустить проведение внеочередных выборов. Но тогда РПА придется проголосовать за программу правительства, представленную Пашиняном, а это маловероятно. Так что, судя по всему, досрочные выборы все-таки состоятся. Пашинян пока не спешит с представлением предвыборной программы, но и так понятно, что основными темами в ней будут те, которые он всегда затрагивал, пребывая в оппозиции: борьба с коррупцией, ликвидация привилегированного положения отдельных бизнесменов, размежевание власти и крупного бизнеса.
Пашиняну придется добиваться ощутимых результатов в сжатые сроки, так как общество сегодня живет завышенными ожиданиями. При отсутствии быстрых конкретных результатов феноменальная популярность Пашиняна столь же быстро начнет падать, а оптимистичные ожидания народа сменятся разочарованием. И этим не преминут воспользоваться его оппоненты.
Внешняя политика: чего ожидать от нового премьера?
Новой власти в Армении надо выстраивать отношения с Россией, ЕС и США, со своими непосредственными соседями, с партнерами по ЕАЭС и «Восточному партнерству», и делать все это в условиях нерешенного конфликта с Азербайджаном и закрытой армяно-турецкой границы. Пашинян уже не раз заявлял, что внешняя политика Армении останется мультивекторной. При этом понятно, что один из этих векторов – отношения с Россией – останется приоритетным. На протяжении всех последних недель Пашинян чуть ли не ежедневно повторял, что в армяно-российских отношениях не будет серьезных изменений: российская военная база, пограничники останутся в Армении, а сама Армения – в составе ОДКБ и ЕАЭС. Настойчивость, с которой Пашинян повторяет эти месседжи, связана с тем, что за годы пребывания в оппозиции у него сформировался образ «западника», который нещадно эксплуатировали «республиканцы» в числе прочего и для того, чтобы обеспечить себя поддержкой Москвы.
Сегодня, судя, в частности, по тому, что первым из иностранных лидеров Пашиняна поздравил президент РФ Владимир Путин, в Москве его услышали. В этом свете не стоит забывать, что при Саргсяне в отношениях Еревана и Москвы существовало немало проблемных точек. Просто Саргсян предпочитал не говорить о них громко, в публичном пространстве вел себя подчеркнуто лояльно, а критические месседжи в адрес стратегического партнера предпочитал посылать через армянские СМИ, экспертное сообщество и «конструктивную оппозицию». В этом плане основное различие между Пашиняном и Саргсяном будет, видимо, «стилистическим». Пашинян не постесняется заявлять о проблемах, возникающих в отношениях между Арменией и Россией, Арменией и странами ЕАЭС и ОДКБ. Таких, например, как вопросы поставок вооружений Азербайджану странами ОДКБ. Возможно, такого типа прямота может сыграть на руку Пашиняну. Ведь тактика Саргсяна в какой-то мере сыграла против него самого – судя по некоторым признакам, в Москве его не воспринимали в качестве абсолютно искреннего и надежного партнера. И не исключено, что именно такое отношение к нему обусловило подчеркнутый нейтралитет Москвы к событиям в Ереване, а попытки «республиканцев» представить Пашиняна как «нового Саакашвили» не произвели должного эффекта на Кремль.
Самыми серьезными проблемами, которые должен решать Пашинян, остаются карабахский конфликт и армяно-турецкие отношения. В направлении Анкары никакой позитивной перспективы нет. По крайней мере пока во главе Турции президент Реджеп Тайип Эрдоган, сделавший ставку на союз с радикальными националистами. Несколько сложнее предсказать, что будет в карабахском урегулировании.
С одной стороны, вероятно, бурные внутренние процессы продолжатся в Армении еще некоторое время, и у Баку может появиться искушение воспользоваться этим в своих целях. В свою очередь, Никол Пашинян, как человек, пришедший к власти на волне народной поддержки, должен будет руководствоваться теми ожиданиями, которые есть в Армении, и показать себя в качестве сильного лидера, с которым приходится считаться противникам армянского государства. Пашинян уже послал недвусмысленный месседж, выехав на следующий после избрания премьером день в Степанакерт. С другой стороны, смена власти в одной из стран – участниц конфликта может означать возможность перезапустить переговорный процесс, давно зашедший в тупик. Поэтому в вопросе карабахского урегулирования есть основания как для беспокойства, так и для осторожного оптимизма.
комментарии(0)