Многие дети в ЛНР и ДНР уже не знают,
как это – жить без войны. Фото Reuters |
«Школьное перемирие» в Донбассе не удалось: там продолжают стрелять. А родители продолжают водить детей в школу, в которую вполне может попасть шальной или прицельный снаряд с украинской стороны. Что это – неоправданный риск, глупость или подчинение обстоятельствам, трудно сказать. Но война в Донбассе продолжается уже пятый год – за это время закончилась Великая Отечественная. А местное население продолжает жить в регионе без четко просматриваемого будущего, но, судя по всему, покидать родные дома не собирается. Речь идет о тех, кто остался, кто хотел – давно уехал: в подконтрольную Киеву часть Украины или в Россию.
О том, что в Донбассе продолжается «горячая фаза конфликта», подтвердил и спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер в рамках 15-й ежегодной конференции Ялтинской европейской стратегии (YES), организованной Фондом Виктора Пинчука. Но он обвинил в этом Россию,
Волкер заявил, что единственное место, где страдает русскоязычное население Украины, – это территория Донбасса. «Там (в Донбассе) есть русскоязычное население, которое также живет по всей Украине: в Харькове, Славянске, Одессе, Киеве, повсюду. Единственное место, где русскоязычные Украины страдают, – это там, где вмешалась Россия, там, где Россия осуществила оккупацию», – сказал он.
Волкер считает, что если РФ хочет улучшить жизнь русскоязычного населения в Донбассе, то должна вывести свои войска. При этом представитель Госдепа не объяснил, о каких российских подразделениях идет речь: официально они в регионе не присутствуют. Только в виде добровольцев. Может, их и имел в виду Курт Волкер?
В то же время Волкер считает, что война в Донбассе должна быть прекращена. Вместе с представителем Украины в трехсторонней контактной группе по Донбассу Леонидом Кучмой он подтвердил безальтернативность Минских договоренностей и «первоочередность выполнения именно составляющей по безопасности этого документа». «Только закрытие границы, вывод российского вооружения, техники и воинских формирований позволят вернуть в Донбасс настоящий мир», – отметил во время встречи Кучма.
Таким образом, Минские соглашения связываются в основном с российской стороной, которая этот документ даже не подписывала. Речь скорее всего должна идти о сторонах конфликта. Или о тех, кто их поддерживает: с одной стороны – Россия, с другой – США. Но стоящие за спинами воюющих сторон договориться между собой пока не могут. А Вашингтон предлагает даже вооружить Украину – разумеется, за деньги, что несколько расстроило Киев, надеющийся на спонсорскую военную поддержку.
Но, по словам американского представителя, Вашингтон и Киев будут решать этот вопрос в бизнес-ключе. Как подчеркнул Волкер, для Соединенных Штатов это будет обычный бизнес, а Украина таким образом «будет усиливать свою оборонную возможность».
«Президент (Барак) Обама запрещал предоставлять Украине летальное оружие, а теперь мы передаем. Теперь мы готовы улучшать оборонную возможность Украины. <…> Мы готовы сесть и обсудить с Украиной, какие она имеет потребности. Они могут определенные вещи покупать», – сказал Волкер в интервью украинским СМИ.
Напомним, как сообщали СМИ, ранее в Украине заявили о намерении приобрести американские комплексы противовоздушной обороны (ПВО) Patriot. А чуть позже посол Украины в США Валерий Чалый рассказал о том, что Киев уже даже подал запрос на покупку у Вашингтона этих систем.
Таким образом, дипломаты ведут переговоры о мире, а политики договариваются о наращивании вооружений в воюющем регионе. О какой заморозке конфликта в этом случае можно говорить? Опыт замороженных конфликтов на территории постсоветского пространства показывает, что стрелять переставали там, где была проявлена добрая воля сторон, в том числе той, которая в свое время начала военные действия. Так, например, было в Приднестровье, куда в 1992 году вошли молдавские войска. Вооруженный конфликт разделил два берега Днестра: Приднестровье и сегодня продолжает жить независимо от Молдавии. Однако там не стреляют. И ведут переговоры, которые приносят реальные результаты, в основном касающиеся жизни населения двух берегов Днестра. Примечательно, что Кишинев, получив доступ в свободную экономическую зону ЕС, дал возможность работать в ней и Приднестровской непризнанной республике. Евросоюз это приветствовал. Основное в этой «идиллии» то, что Кишинев, желая возвращения Приднестровья под свой контроль, делает в этом направлении продуманные шаги. И, что главное, не стреляет в приднестровцев.
В Донбассе между тем каждый день обстрелы и жертвы. И, несмотря на заявления Киева, что ЛНР и ДНР сами себя обстреливают, чтобы обвинить в этом украинских военных, никто не сомневается в том, кто и откуда стреляет. Тем более что в зоне конфликта работает мониторинговая миссия ОБСЕ, фиксирующая обстрелы с обеих сторон. Но если «сепаратисты» бьют по украинским военным, то они, в свою очередь, – и по школам, детсадам, жилым домам.
Раньше была надежда, связанная с вводом в регион международных миротворческих сил, но она сошла на нет из-за несовпадения позиций сторон. Сегодня возможные изменения в своей жизни жители Донбасса связывают со сменой власти в Украине. Сменят Петра Порошенко, который каждый день говорит об агрессоре (так украинское руководство называет Россию), и, может быть, новая власть подумает о народе и о том, как прекратить его убивать.
Напомним, власти Украины в апреле 2014 года начали военную операцию против самопровозглашенных ЛНР и ДНР, которые заявили о независимости после госпереворота в Украине в феврале 2014 года. По последним данным ООН, жертвами конфликта стало более 10 тыс. человек.
Заявления по поводу Донбасса на конференции в Киеве сделали несколько украинских политиков, в том числе президент Украины и лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко, которые, вероятнее всего, станут конкурентами на предстоящих весной 2019 года выборах главы государства.
Порошенко, как всегда, заверил, что Киев никогда не прогнется под внешним давлением в вопросе изменения структуры страны. «Ни Москва, ни Брюссель, ни Вашингтон не будут решать, какой быть Украине, это суверенное право украинских граждан», – сказал президент Украины.
В то же время экс-премьер Украины Юлия Тимошенко заявила, что после «перезагрузки власти» у страны появится возможность использовать новые стратегии выстраивания мирного процесса в Донбассе. «Я думаю, что после перезагрузки власти в Украине у нас будут все возможности, не разрушая достижения на базе Минских соглашений, открыть новое окно возможностей и проговорить новые стратегии», – сказала Тимошенко. При этом она признала положительный эффект и важность Минских соглашений. Без них, считает лидер «Батькивщины», конфликт на юго-востоке Украины мог быть «более жестким и всеохватывающим».
Кроме Юлии Тимошенко о возможных изменениях в политике Киева в отношении Донбасса говорили и другие украинские политики и политологи. Депутаты Верховной рады от «Оппозиционного блока», в частности, напомнили коллегам, что в Донбассе, как и в Крыму, живут украинцы. И если «мы считаем их своими гражданами, то зачем отрезать им воду?», заметили оппозиционные парламентарии после того, как Украина перекрыла подачу воды в Крым. В Донбассе, утверждают в Киеве, живут украинские граждане. Но тогда кто с кем воюет? Может быть, представителям украинской власти стоит съездить в Кишинев и Приднестровье, где, кстати, треть населения – этнические украинцы, и спросить, как им удается жить в мире и продолжать переговоры по окончательному урегулированию приднестровского вооруженного конфликта? Тем более что ехать далеко не надо – достаточно пешком перейти границу, например, в Одесской области. Как это делает население приграничных сел.
комментарии(0)