Встречи президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендры Моди давно стали традицией. Фото с официального сайта президента РФ
Президента РФ Владимира Путина ожидают в Дели 4 октября. Такие визиты стали традиционными. Но, как отметил в беседе с российскими журналистами первый заместитель министра иностранных дел Индии Виджай Гокхале, они служат подтверждением того, что наши страны связывают отношения привилегированного стратегического партнерства. Ведь ни с одним другим государством Индия не проводит ежегодно обмен визитами на высшем уровне.
Предстоящий саммит пройдет на фоне осложнившейся международной обстановки. Это побуждает Москву и Дели искать новые пути к укреплению взаимодействия. Как сказал на недавней конференции по проблемам безопасности в Сингапуре премьер-министр Индии Нарендра Моди, лидеров обеих держав объединяет стремление к созданию сильного многополярного мира. Именно такой подход позволит ответить на вызовы нашего времени.
Каковы же эти вызовы с точки зрения индийского истеблишмента? Пожалуй, никто более точно не может ответить на этот вопрос, чем Международный фонд Вивекананды (выдающегося индийского мыслителя XIX – начала ХХ века). Публикации этого мозгового треста представляют как бы обобщенный взгляд индийских аналитиков на ключевые стратегические проблемы.
Директор фонда доктор Арвинд Гупта, бывший заместитель советника главы правительства Индии по национальной безопасности, так характеризует изменения в окружающей Индию международной среде, к которым она должна приспосабливаться: «Формируется многополярный мир. Политика «Америка прежде всего» президента США Дональда Трампа порождает в мире неопределенность. На XIX съезде партии председатель КНР Си Цзиньпин сформулировал мечту о том, чтобы Китай стал сильнейшим государством мира в следующие несколько десятилетий». Парламент превратил Си в президента на всю жизнь.
Напряженность в отношениях между Россией и США и Западом углубляется. ИГ (запрещено в России) было побеждено в Ираке и Сирии, но кровавая война в Сирии продолжается. В Южно-Китайском море Китай продолжал строить военную инфраструктуру на островах, которые он оккупировал. Соседние с Индией государства, в частности Мальдивы и Пакистан, остаются неспокойными.
Но как в эту общую картину вписываются индийско-российские отношения? Корреспондент «НГ» задал нескольким экспертам фонда вопрос о том, как Индия собирается расплачиваться за поставленную ей российскую оборонную продукцию. Ведь по сообщениям здешней прессы, индийские банки стали задерживать выплаты, опасаясь подпасть под санкции, введенные американцами против Рособоронэкспорта.
Доктор Арвинд Гупта сказал, что Индия признает только санкции, наложенные Советом Безопасности ООН. Тем не менее, раз США ввели ограничения против России и Ирана, то есть и последствия для Индии. Так что эта тема стала предметом российско-индийских переговоров. По его словам, возможен переход на расчеты в рупиях. Нужно искать выход.
Старший научный сотрудник Динкар Шривастава, который занимал пост посла в Иране, признал, что индийские банки подвергаются давлению. А индийское правительство не всегда контролирует банки. Поскольку в советский период расчеты велись по обменному курсу между рублем и рупией, возрождение этого варианта возможно. Тем более что было достигнуто согласие об освобождении таких платежей от налога.
Бывший начальник штаба сухопутных войск генерал-лейтенант в отставке Рави Сохни выразил отношение к американским санкциям весьма эмоционально: «Взаимодействие с Россией вселило в нас уверенность. Я горжусь тем, что в нем участвовал». Индия не позволит оказывать на нее нажим. Решение должно быть найдено. Ведь 75% индийского оружия было поставлено Россией. Если это сотрудничество остановится, то пострадают Вооруженные силы Индии.
Тема российского военно-технического сотрудничества затрагивалась делегацией российских журналистов и во время встречи с первым замглавы МИДа Гокхале. Опытный дипломат твердо сказал: «Мы стояли друг за друга в трудные времена. И теперь Индия не покинет Россию, так же как Советский Союз не покинул Индию. Россия – критически важный партнер для нас в сфере обороны. У вас не должно быть оснований для того, чтобы в этом усомниться».
Естественно, накануне российско-индийского саммита было много публикаций в местной прессе. Times of India сообщила, что США продолжают угрожать Индии санкциями, если она решит закупить комплексы С-400. В связи с этим интернет-сайт Oneindia утверждает, что Индия вряд ли может рассчитывать на то, что Вашингтон сделает для нее исключение и не станет наказывать за приобретение российского противоракетного комплекса. Это, по словам автора статьи, отбрасывает тень на предстоящий визит Путина.
Однако портал Defence world со ссылкой на министра обороны Нирмалу Ситхараман пишет, что сделка все же будет заключена. С другой стороны, источники в дипломатических кругах Дели говорили «НГ», что время «хинди-руси бхай, бхай» ушло. Нужно искать новые формы взаимодействия. Они необходимы в свете угрозы терроризма, который, по мнению собеседников, спонсирует Пакистан. Также тревогу вызывают экспансионистские устремления Китая в Южной и Восточной Азии.
В Дели считают неприемлемым, что часть коридора в китайском проекте Нового шелкового пути проходит через спорные территории (имеется в виду Кашмир, который считают своей землей и Индия, и Пакистан).
Международная атмосфера меняется, должны меняться и российско-индийские отношения, говорят в Дели. Это касается экономики, связей между людьми, космоса. Индия планирует впервые самостоятельно отправить своего пилота в космос в 2022 году. И тут понадобится взаимодействие со стороны России.
Но в сфере образования наметилась негативная тенденция. В советское время индийцы желали учиться в наших вузах, а сегодня престиж российского образования в их глазах снизился. В России учится около 10 тыс. студентов, а в Китае, несмотря на тяготы постижения китайской грамоты, вдвое больше. Тормозом остается и то, что не решена проблема взаимного признания дипломов выпускников в обеих странах.
Нужно преодолеть и другой тревожный тренд. И в России, и в Индии упал интерес среди молодежи к жизни обеих стран – опять же по сравнению с советским временем. Это показала беседа в Hindustan Times, одной из старейших индийских газет. Работники редакции рассказали, что подавляющая часть статей посвящена внутренним проблемам. Мировая политика, если, конечно, где-то не вспыхивает конфликт или война, находится на заднем плане.
Это касается и России. Жизнь нашей страны освещается в основном по информации американских и западноевропейских агентств. У Hindustan Times, как, впрочем, и у других индийских изданий, своих корреспондентов в России нет. «А как может быть иначе? Российско-индийские отношения – это дипломатия, сотрудничество в обороне, энергетике. Сейчас все решают связи между бизнесменами, а они практически отсутствуют», – сказал нам ответственный сотрудник газеты.
Собеседник, как это свойственно журналистам, слегка сгустил краски. На самом деле некоторые российские частные компании давно и не без успеха работают в Индии, так же, как и индийские – в России. Но торговый оборот, составляющий примерно 10 млрд долл. в год, явно не соответствует экономическому потенциалу обеих держав.
Министр информации Раджьявардхан Ратхор – личность в стране известная не только благодаря посту в правительстве. В прошлом военнослужащий, полковник, он завоевал первую в истории независимой Индии серебряную олимпийскую медаль в соревнованиях по стрельбе. В беседе министр подчеркнул, что не все измеряется деньгами. Есть тяга людей двух стран к культуре друг друга. Индия будет приглашать к себе российских артистов, спортивных тренеров, помогать делать кинофильмы совместного производства.
Коллега полковника в отставке министр коммерции и промышленности Суреш Прабху тоже начал брифинг об экономическом взаимодействии с Россией с упоминания кино. Был такой американский фильм периода холодной войны «Русские идут». Если кто посмотрел, в этой комедии наши подводники, высадившиеся в Америке, встретили отнюдь не враждебный прием. И Прабху, глава крупного правительственного ведомства, напомнив о фильме, сказал: «Пусть русские идут, индийцы будут только рады».
Если учесть, что экономические связи двух стран завязались задолго до рождения СССР, то такой призыв звучит странно. Но, увы, его подтекст очевиден. Наши частные предприниматели в массе своей опасаются вкладывать средства в Индии, а индийские – в России.
Прабху призвал открыть новые направления в экономических связях. И ради этого, по его словам, в Индии могут быть созданы специальные экономические зоны для российских компаний. Отвечая на вопрос «НГ», министр пояснил, что такие зоны могут быть основаны в коридорах интенсивного развития промышленности, которые возводятся между несколькими важнейшими центрами страны. Индия хочет облегчить условия для роста российских инвестиций в Индии.
Особенно перспективным может стать сотрудничество в обработке золота и алмазов, а также в лесном хозяйстве, фармацевтике и производстве инновационной продукции.
Дели–Мумбаи–Москва
комментарии(0)