0
10906
Газета Интернет-версия

14.10.2018 16:39:00

Москва, Ташкент и другие

Россия и Узбекистан ищут новый формат взаимных отношений

Игорь Панкратенко

Об авторе: Игорь Николаевич Панкратенко – доктор политических наук, заместитель генерального директора Центра стратегических оценок и прогнозов.

Тэги: россия, узбекистан, путин, мирзиев, сотрудничество, аэс, центральная азия, экономика


россия, узбекистан, путин, мирзиёев, сотрудничество, аэс, центральная азия, экономика Шавкат Мирзиёев и Владимир Путин обсудят в Ташкенте перспективы сотрудничества Узбекистана и России. Фото РИА Новости

Нет более оптимистичного, жизнеутверждающего чтения, чем официальные отчеты о состоянии российско-узбекских отношений. Если колонки цифр торговой статистики – то неизменно со знаком плюс, если перечень уже подписанных документов – то каждый из них, разумеется, «важнейший». Остается только теснее углубить, перед этим слегка расширив, и впереди у Москвы и Ташкента – только пики сотрудничества и непрерывная радость от тесного взаимодействия.

При таком положении дел предстоящая встреча Владимира Путина и Шавката Мирзиёева – просто небольшой праздник какой-то, одинаково радостный для обоих. А что? Президенты хозяйским взглядом еще раз проверят выполнение Договора о стратегическом партнерстве – 2004 и Договора о союзнических отношениях – 2005, дадут соответствующие поручения «шерпам» из министерств и ведомств на устранение недостатков. Ну а дальше – торжественная церемония запуска строительства Тудакульской АЭС, обсуждение светлых перспектив и новых проектов, улыбки и аплодисменты.

Если бы отношения России и Узбекистана существовали в вакууме, если бы на международной арене и на постсоветском пространстве не возникли новые для Ташкента и Москвы вызовы и угрозы, возможно, что описанная выше картина визита примерно так и выглядела бы. Но так не бывает. И что российская, что узбекская сторона сегодня оказались в достаточно сложной ситуации. Они по-прежнему нужны друг другу, они по-прежнему заинтересованы в партнерстве, и это совершенно очевидно.

Но вот представления о степени нужности и новом формате этого партнерства – с учетом произошедших в мире и на постсоветском пространстве серьезных изменений – им еще предстоит выработать.

Дипломатическая активность Москвы на центральноазиатском направлении в последние месяцы сводилась по большому счету только к одному – выяснению того, как государства региона отреагировали на эскалацию конфликта между Россией и условным «Западом», США и Европой. И соответственно как они поведут себя в дальнейшем.

Откровенно говоря, провести своеобразную ревизию своего реального, а не самопровозглашенного статуса в регионе Москве следовало гораздо раньше, но то ли все «руки не доходили», то ли уверенность в том, что все там под контролем, была абсолютной. В итоге тревожные звоночки, поступавшие из Центральной Азии, попросту игнорировались.

Странное, мягко говоря, представление о регионе как «заднем дворе», гарантом военно-политической стабильности которого Россия будет оставаться постоянно, совершенно не учитывало одного обстоятельства – у Ташкента, Астаны, Бишкека, Душанбе и Ашхабада было собственное видение путей своего дальнейшего развития. Во многом существенно отличающееся от того, как это виделось в Москве.

Отсюда с неизбежностью следовало, что в столицах центральноазиатских республик совершенно не считали и не считают себя обязанными сохранять лояльность в отношении всех буквально шагов, которые совершала Москва на внешнеполитической арене. И уж тем более не стремятся принять сторону России в ее конфликте с Западом. Отношение стало предельно прагматичным. Звучащая иногда в российских экспертных кругах критика подобного подхода не просто не имеет смысла, но и порождает откровенное недоумение. «Прагматизм» давно уже декларируется Москвой в качестве краеугольного камня ее внешней политики. Но вот когда этот принцип применяется в отношении ее самой – это воспринимается с некоторым недоумением и даже обидой: «А к нам-то, дескать, за что?»

Собственно, это и есть тот самый, постепенно возникший разрыв прежнего формата отношений России с Центральной Азией, четко прослеживающийся в диалоге Москвы с Ташкентом – вежливое, но твердое и постоянное напоминание узбекской стороны российским представителям, что, во-первых, деление на старших и младших ушло в прошлое. А во-вторых, двухстороннее партнерство строится в том числе и на том, насколько эксклюзивные и конкурентоспособные предложения одна сторона делает другой.

Даже для хорошо информированных специалистов по региону та дипломатическая активность, которую за год с небольшим продемонстрировал Ташкент на международной арене, представляется чем-то необычным, явно выпадающим из привычных рамок.

Занять – с практически единодушного одобрения Вашингтона, Пекина, Нью-Дели и Исламабада – ключевые позиции в переговорах по афганскому урегулированию, серьезно заинтересовать в себе ведущих игроков на международной арене, заключить многообещающие соглашения с Анкарой и Парижем – список можно продолжить. И при этом избежать каких-то серьезных политических обременений в виде обязательств, случись что-то, занимать чью-то конкретную сторону. Это высший пилотаж в дипломатии.

Но главным достижением Мирзиёева являются все же не эти договоренности, а то, что он сумел, сформировав «портфель конкурентов», стремящихся по разным причинам к расширению отношений с Ташкентом, и сохранить баланс между ними, и обеспечить контроль над их конкуренцией за партнерство со «звездой Востока».

Китай, Южная Корея, Турция, Индия, а вот теперь еще и Франция получили «дорожную карту» расширения своего присутствия в экономике Узбекистана. Причем Ташкент сохранил за собой возможность корректировать их усилия именно в том направлении, которое необходимо именно ему. Это, безусловно, хорошие новости для узбекской стороны. Но вот являются ли они таковыми для Москвы, традиционно слегка опоздавшей к распределению новых возможностей, – большой вопрос.

Когда в апреле нынешнего года в ходе визита в Россию Шавкат Мирзиёев сказал о том, что «Россия для Узбекистана является надежным и проверенным самой жизнью стратегическим партнером», он был совершенно искренним. Альянс с Москвой является одной из важнейших составляющих того внешнеполитического баланса, который старается поддерживать Ташкент.

Но проблема для российской стороны заключается не в том, что ниши для торгово-экономического партнерства с Узбекистаном сузились. По сути, из серьезных проектов сейчас есть смысл говорить только о сотрудничестве в энергетике: строительство АЭС и  запуск в апреле нынешнего года Кандымского газоперерабатывающего комплекса в Бухарской области (ЛУКОЙЛ), а также начало строительства Джизакского НПЗ.

И даже не в том, что в Ташкенте сейчас серьезно озабочены тем, насколько могут повлиять на российско-узбекские проекты санкции США, поскольку провозглашенная на днях идея о том, что «ШОС может стать щитом» от них, вызывает пока только недоумение.

Главная проблема в том, что Москве – и в экономике, и в военно-технической сфере, хотя вот как раз с ней пока все достаточно благополучно – за статус стратегического партнера Ташкента предстоит участвовать в конкурентной борьбе. А конкуренция – далеко не самое сильное ее место, мягко говоря.

«Эксклюзивное партнерство», которого от узбекской стороны ожидают в Москве, требует столь же эксклюзивного встречного предложения. С которым у российской стороны явные проблемы – ни членство в ЕАЭС, ни какое-либо «углубление партнерства» с ОДКБ Ташкенту неинтересно от слова «совсем». Безопасность – традиционный российский товар, который Москва активно продвигала в регионе долгие годы, – сейчас уже далеко не так востребована, как было прежде. Более того, ее настойчивое предложение со стороны России вызывает определенную настороженность в столицах центральноазиатских государств.

Тем более что Ташкент сам приступил к производству этой безопасности как в отношениях с соседями, так и в афганском вопросе. Да, с активным привлечением к этому процессу внешних игроков, да, в чем-то встраиваясь в сложившиеся уже ранее схемы, но вполне самостоятельно, все более напористо и входя во вкус. Тщательно соблюдая при этом свои интересы.

Все это – необходимость конкурировать с другими за право на эксклюзивное партнерство, возросший вес Ташкента в регионе и на международной арене – и есть та новая реальность российско-узбекских отношений, которая требует нового формата диалога между странами. И чем быстрее он будет найден, тем меньше недопонимания и разочарований ожидает Ташкент и Москву в дальнейшем.      


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1280
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1499
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1744
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1688

Другие новости