На саммите G20 в Аргентине Мухаммед бин Сальман и Владимир Путин договорились о согласованных мерах для поддержания приемлемых цен на нефть. Фото Reuters
На стыке двух календарных годов в нашей стране традиционно растет интерес к прогнозам относительно динамики мировых цен на нефть и влияния этого фактора на ситуацию в экономике.
Примечательно, что председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, представляя в Госдуме основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020–2021 годов, напрямую связала все три предложенных ею макроэкономических сценария именно с уровнем цен на нефть на мировых рынках.
Между тем события последних двух лет доказали принципиальную возможность перехода от политики составления прогнозов цен на нефть к активному формированию наиболее выгодной для нас ценовой планки. Речь идет о соглашении «Члены ОПЕК плюс независимые производители», которое, скорректировав уровень мирового производства и экспорта нефти, привело к установлению вполне приемлемых для нас цен на нефть.
Ключевое значение для успеха переговоров имело тесное партнерское взаимодействие двух нефтяных гигантов – России и Саудовской Аравии. Мы долго шли к такому партнерству. Первые конфиденциальные переговоры на этот счет начались много лет назад, еще в 1983 году, через канал связи в Лондоне. Однако реальный прорыв был достигнут только во второй половине 2016 года.
Сейчас открывается возможность создания работающего на постоянной основе переговорного механизма для поддержания баланса спроса и предложения на нефтяном рынке. Но для этого требуется, в частности, высокий уровень взаимодействия в этой сфере нашей страны и Саудовской Аравии.
К безусловным успехам нашей политики на саудовском направлении можно отнести достигнутое сторонами понимание в отношении того, что разногласия между Эр-Риядом и Москвой по ситуации в Сирии, войне в Йемене и некоторым другим региональным и международным проблемам не должны создавать препятствий для принятия согласованных мер в сфере поддержания приемлемых для наших стран цен на нефть.
Но возникают новые обстоятельства, требующие тщательно взвешенных, прагматичных решений. Прежде всего нужно отметить, что Королевство Саудовская Аравия (КСА) вступило в сложный, крайне деликатный и вместе с тем неизбежный период перехода верховной династической власти к новому, молодому поколению.
Возможность такого перехода заложена в тексте закона о государственном строе королевства. Как гласит статья 5 закона, «государством управляют сыновья, внуки и правнуки короля-основателя», из числа которых для управления государством по канонам Корана и Сунны «призывается самый благочестивый».
Однако в стране утвердилась традиция, согласно которой власть в течение десятилетий передавалась по наследству – от старшего сына короля-основателя к следующему по возрасту сыну монарха. На трон восходили все более возрастные монаршие особы, от них почти не отставали по возрасту наследные принцы.
Нынешний король решил, что настала пора поменять такую систему. Он назначил своим преемником, наследным принцем Саудовской Аравии, не следующего по возрасту брата, а своего 32-летнего сына Мухаммеда бин Сальмана. Строго говоря, нарушения указанной статьи 5 Основного закона при этом допущено не было. Но отход от традиции, надо признать, имел место. Мухаммед стал осуществлять амбициозные планы диверсификации экономики, провел широкую антикоррупционную кампанию, в ходе которой было произведено немало арестов, в том числе и членов правящей семьи Саудов.
Многие, в особенности молодежь, поддержали курс на обновление. Однако появились обиженные, достаточно влиятельные политические деятели и бизнесмены, которые стремятся не допустить передачи престола Мухаммеду. Некоторые заговорили и о более легитимной кандидатуре – принца Ахмеда, младшего сына короля-основателя.
К этому добавились и события, связанные с убийством известного саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Против наследного принца в США и в ряде других стран были в этом контексте выдвинуты серьезные обвинения.
Ситуация непростая, встает вопрос о линии поведения Москвы в этих обстоятельствах. Как представляется, в интересах Российской Федерации – продолжить сотрудничество с Саудовской Аравией в нефтяной сфере для надежного обеспечения подпитки бюджета страны стабильными поступлениями от продажи энергоносителей.
Естественно, предпосылкой для «штатного» ведения дел с королевством является нормальная, стабильная обстановка в Саудовской Аравии. В силу этого мы не скрываем своей заинтересованности в скорейшем урегулировании всех конфликтных сопряжений и проблем внутри Саудовской Аравии и вокруг нее.
Интенсивные контакты последних лет открывают перспективы для весьма выгодного для обеих сторон сотрудничества в различных областях. На 2019 год запланирован визит президента России Владимира Путина в Саудовскую Аравию. Хотя, как говорят в Кремле, «пока конкретных сроков нет, это будет согласовываться».
Очень велик потенциал нашего взаимодействия в сфере сельского хозяйства. В Саудовской Аравии – палящее солнце, объективные сложности с получением достаточного количества пресной воды. С учетом этих факторов руководство королевства пришло к выводу о целесообразности сокращения собственного производства при увеличении закупок или, что предпочтительнее, – совместного производства сельскохозяйственных товаров в других странах.
В списке наиболее выгодных партнеров в этом вопросе – Россия. Саудовцы хорошо информированы в отношении того, что наша страна располагает почти половиной мировых ресурсов наиболее плодородных, черноземных земель и имеет около четверти запасов пресной воды. Сегодня стоит вопрос о налаживании на территории России совместного производства в первую очередь экологически безукоризненной продукции. В этом контексте в последние месяцы саудовцы организовали прием у себя порядка 20 делегаций крупных российских специализированных компаний.
Большие перспективы открываются для сотрудничества в энергетической сфере. Разработана «дорожная карта» по российско-саудовскому взаимодействию в вопросах строительства объектов атомной энергетики. Королевство планирует построить 16 реакторов малой и средней мощности, в том числе при российской технической помощи.
Знаковым является сотрудничество в сфере космоса. С российской помощью саудовцы запустили уже полтора десятка спутников связи. Работа в этом высокотехнологическом секторе будет продолжена.
Налаживается взаимодействие в сфере инвестиций, между Российским фондом прямых инвестиций и Публичным инвестфондом Саудовской Аравии, который приступил к осуществлению плана софинансирования проектов на территории России в объеме 10 млрд долл. (нефтехимического комплекса «ЗапСиб-2», ряда гидроэлектростанций, аэропорта Пулково и др.).
Планы развития Саудовской Аравии предусматривают удвоение в ближайшие годы производства газа. Россия с 2004 года участвует в развитии газовой индустрии в КСА, и здесь также имеются большие возможности масштабного взаимодействия. Было бы важно обеспечить сложение потенциалов двух стран в связи с планируемым строительством в Саудовской Аравии предприятий сталелитейной, алюминиевой, фармацевтической промышленности.
К 2030 году саудовцы планируют довести до 50% собственное производство военного оборудования и вооружений. Договоренность о строительстве на территории КСА предприятия по лицензионному производству автоматов Калашникова АК-103 – первый шаг в развертывании совместного производства в этой сфере.
Страны Запада сейчас уделяют повышенное внимание ходу расследования убийства журналиста Хашогги. Конечно, любое преступление должно быть раскрыто, а виновные – понести наказание. Но было бы логично, чтобы западные демократии показали пример, проявили столь же принципиальный подход и к прояснению ответственности своих военных и политических руководителей за акции, которые привели к гибели тысяч людей, в частности в Ираке, в результате агрессии США, других западных стран, проведенной под фальшивым предлогом уничтожения в Ираке оружия массового уничтожения.
комментарии(0)