Дональд Трамп будет вынужден доставлять еще больше неприятностей Москве. Фото Reuters
Введенные Конгрессом США очередные антироссийские санкции, откровенно провокационные речи влиятельных американских политиков в адрес Москвы, облет авиацией Соединенных Штатов границ Крыма и западных районов РФ еще раз продемонстрировали решимость Вашингтона «довести борьбу с российскими властями до победного конца».
И хотя с подобным отношением к России со стороны всего спектра американской властной вертикали давно и всем все понятно, с противоположной стороны «решительный отпор» прямо-таки уникален. Российские политики выступают в ответ на американские враждебные демарши с откровенно умиротворительными речами. То они призывают американскую сторону «расширить двусторонние контакты» (которых нет уже пять лет), то искать некие «точки соприкосновения» (к примеру, по Венесуэле, как раньше столь же безуспешно искали по Сирии), что якобы в состоянии подсобить хотя бы минимальной нормализации отношений между Москвой и Вашингтоном.
Так что же происходит в этих отношениях на самом деле? Кто кого явно боится, а кто давит по всем направлениям с очевидной уверенностью в том, что еще немного припугнуть и пригрозить – и противоположная сторона если не выйдет из окопов с поднятыми руками, то как минимум пойдет на попятную?
Во всем абсурде нынешнего этапа двусторонних отношений существуют как минимум три ключевых фактора, которые их не только способны хотя бы стабилизировать, но и будут в дальнейшем подталкивать к еще большей конфронтации. Начнем с того, что сегодня абсолютно все ветви американской власти настроены антироссийски. Не только на «верхних этажах» власти, но даже на периферии нет ни одного политика, который осмелился хотя бы нейтрально относиться к России.
Почему? Все банально просто. Мне доводилось в Вашингтоне неоднократно беседовать с конгрессменами, сотрудниками различных администраций Белого дома, ведущими политологами и специалистами по американо-российским делам. И все они подчеркивали, что хорошие отношения с Москвой никому в Америке и ничего «в плюс» конкретного не приносят.
«Вот идет голосование по новым антироссийским санкциям, – признался один из конгрессменов. – Все голосуют за эти санкции, а я, к примеру, возьму и проголосую против. Что я выиграю? Никакой торговли с Россией мой штат не ведет, нет ни одной компании, которая в моем штате базируется и которая была бы связана каким-то российским контрактом или финансовым интересом. Да и подавляющему большинству моих избирателей все равно, где Россия находится на карте и кто там правит. Но если я «из принципа» проголосую против санкций, то на меня будут смотреть коллеги-конгрессмены как на «шпиона Кремля» или «агента Москвы». А мои избиратели подумают, что я в Вашингтоне продался русскому посольству. И меня просто не переизберут в Конгресс. Так, скажите, зачем мне надо что-то там укреплять в отношениях с Россией? Я, естественно, всегда проголосую, как другие, то есть за новые санкции и все остальное, что будет предлагаться антироссийское».
Ошибочный курс проводился российской стороной с надеждами на якобы «дружеское отношение» к ней со стороны президента Дональда Трампа. Хозяин Белого дома давно понял, что все его якобы пророссийские жесты будут вызывать по отношению к нему еще большую ненависть со стороны как демократов, так и коллег-республиканцев в Конгрессе. Так зачем ему что-то «улучшать» в отношениях с Москвой?
Наивно думать, что закончившаяся пшиком работа комиссии Конгресса по поиску «сговора с Россией Трампа» каким-то образом принесет даже минимальную пользу Москве. Как раз наоборот: доклад спецпрокурора Роберта Мюллера в очередной раз подтвердил «вмешательство России в предвыборную кампанию в США». И теперь, чтобы не прослыть «законспирированным агентом Кремля», Трамп просто вынужден будет доставлять на порядок больше неприятностей Москве, чем это было до недавнего времени.
Еще один важный нюанс – чистая психология современных международных отношений, и российско-американских в частности. Зачем все ветви российской власти постоянно, но, к собственному разочарованию, безрезультатно, по-прежнему всячески заигрывают с американцами? Надеются, что там кто-то вдруг «прозреет» и призовет к диалогу с Москвой? Это глубокое заблуждение по целому ряду причин.
Ведь во всей американской политической элите существует четкое и ясное понимание того, как надо строить контакты с любым иностранным государством. И уж тем более тем, которое занимает вроде бы антиамериканскую позицию по целому ряду принципиальных вопросов. Курс принято проводить один и тот же – давить всегда, везде и всех подряд, пока не «согнутся».
Те же, кто начинает под этим самым давлением (что санкционным, что всякими черными списками и запретами) призывать к «расширению сотрудничества с нашими заокеанскими партнерами», для американцев – натуральные слабаки, персоны, боящиеся и одновременно уважающие Америку. А значит, надо на них давить еще сильнее, настойчивее и масштабнее – и никак иначе.
В этом плане очень показательным был захват российской дипломатической собственности полтора года назад. Некие «ответные меры», принятые руководством России через несколько месяцев, а также безнаказанное поведение американских властей в связи с захватом зданий торгпредства РФ в Вашингтоне и генконсульства в Сан-Франциско всей американской прессой освещались идентично: русские нас боятся, мы можем делать с ними что угодно, и нам за это ничего не будет.
Для сравнения напомним, как повела себя Индия в несколько похожей ситуации в отношении США. Когда служанку генконсула этой страны в Нью-Йорке арестовали за нарушение визового режима (она прибыла в США по туристической визе, согласно которой не могла трудиться на законных основаниях), это вызвало протестную реакцию в Дели. Несколько тысяч человек пикетировали американское посольство и консульство в индийской столице, не выпускали в течение четырех дней дипломатов с их территории, периодически в зданиях отключались то свет, то вода. В результате конфликт был быстро разрешен, гражданка Индии была освобождена, а посольство в Дели возобновило работу в нормальном режиме. При этом отношения Индии и США с той поры во всех сферах только укрепляются.
В Америке приходилось слышать от местных экспертов обвинения в адрес властей России за их якобы «излишний пацифизм». К тому же надо помнить о том, что политически, экономически и финансово Россия по-прежнему сильнейшим образом зависит от США. Особенно, как ни покажется странным, это касается российского политического руководства (даже при всей внешней его антиамериканской риторике).
Принимая все новые санкции против России, что конгрессмены, что администрация Белого дома уверены в том, что Россия им ничего ровным счетом за это не сделает. Реальных рычагов как-то «наказать Америку» у России сегодня фактически нет. Как и нет даже минимальных союзников, с которыми против США можно было бы совместно выработать какие-то ответные меры на недружественные действия Вашингтона (приходящий сразу же на ум Китай в качестве союзника во всех отношениях таковым не является и превращаться в него не планирует).
Главное же здесь, как представляется, иное. Суть кризиса двусторонних отношений лежит в полностью нестыкуемом восприятии современного мира Москвой и Вашингтоном. Россия считает, что мир нынче многополярен, все якобы Америкой недовольны, центры силы проводят свою, отличную от Вашингтона политику. А в руководстве США по-прежнему уверены в том, что супердержава в мире одна, а все остальные – от России до Китая – так или иначе от Америки зависят. И никак иначе на будущее быть не должно.
Поэтому на данном этапе загнанные в очевидный тупик отношения Москвы и Вашингтона вряд ли можно как-то даже минимально улучшить или «скорректировать». К этому нет ни особого желания, ни экономической необходимости, ни реального интереса правящих в обеих странах верхних эшелонов власти. Для тех и других приоритет – сохранить саму эту власть в своих руках, а если этому поспособствует поиск «русского следа в американских выборах» или «американское вмешательство» в дела Украины, то, значит, именно это положение дел всех устраивает.
Вашингтон–Москва
комментарии(1)
0
dlz 18:47 08.04.2019
Дело даже не в том, что конгрессмен от такого-то штата не видит практической выгоды в сотрудничестве с РФ. Экономические показатели США таковы, что для любых уступок нет никаких оснований или мотивов. Как говорил Онассис, я просто ем и испражняюсь деньгами. Мировые банкиры давно уже загадали новый кризис в G7. Проблема только в том, что этот кризис никак не приходит. А потому, нет и причин искать доходы и выгоды на стороне.