Китайские порты забиты контейнерами с товарами, на которые подняты пошлины в США. Фото Reuters
Торговые войны сопровождали страны и народы на протяжении всей истории. Одной из причин войны с Наполеоном стало, как известно, его недовольство нарушением Россией континентальной блокады Англии. Среди важнейших причин Первой мировой войны была борьба за передел рынков. Наконец, один из классических примеров – «опиумные войны» в середине XIX века. Тогда поводом для Лондона послужил серьезный перекос торгового баланса в пользу Китая. Как ни странно, сегодня, 180 лет спустя, аналогичные претензии Пекину предъявляет Вашингтон. Разумеется, нынешняя ситуация с противостоянием двух экономических сверхдержав сложнее и драматичнее, чем это было в XIX веке, – и дело, конечно, далеко не только в отрицательном сальдо торгового баланса США.
В конце февраля 2017 года в Конгрессе был распространен так называемый ежегодный план действий офиса представителя США на международных торговых переговорах (USTR). В документе подчеркивалось, что в ответ на «недобросовестную торговую практику» других стран США могут не соблюдать правила Всемирной торговой организации (ВТО) и начать проводить более агрессивную торговую политику, отстаивая свои национальные интересы. В качестве разъяснения было указано, что на протяжении слишком длительного времени Америка теряла внешние рынки, уступая их другим странам, так как американские предприятия и работники не имели реальной возможности оценить ущерб от иностранной конкуренции. Правила ВТО предполагают добровольное подчинение членов организации принципам рыночной экономики, в то время как на деле многие важные игроки игнорируют их, скрывая нарушения правил свободного обмена с помощью своих непрозрачных внутренних систем регулирования.
Выступая в защиту указанного плана действий, президент Дональд Трамп в очередной раз сослался на дефицит США в торговле товарами с остальным миром, который составил примерно 800 млрд долл. По его словам, американские товары облагаются в других странах сверхвысокими пошлинами, в то время как в США эти же страны ввозят свою продукцию почти по нулевым тарифам. В этих условиях Вашингтон «не намерен более терпеть» недобросовестных торговых практик, таких как валютные манипуляции, незаконные правительственные субсидии, воровство интеллектуальной собственности и др., которые искажают рынок.
Конечно, не у всех развивающихся стран торговая политика отвечает требованиям транспарентности, некоторые страны злоупотребляют искусственными барьерами в торговле, воруют интеллектуальную собственность и т.п. Однако ни одно из перечисленных отклонений от правил не дает отдельному члену ВТО право «наказывать» другого по своему усмотрению. Все должно происходить исключительно в рамках существующих процедур.
В 2017–2018 годах протекционистская торговая политика администрации Трампа привела к серии серьезных столкновений с важнейшими партнерами, что не могло не вызвать обеспокоенность как со стороны мировых институтов МВФ и ВТО, так и со стороны традиционных контрагентов США. Как известно, с 1 июня 2018 года Вашингтон ввел повышенные импортные таможенные пошлины на металлы из Евросоюза, Канады и некоторых других стран – 25% на сталь и 10% на алюминий. Европейцев и канадцев шокировал тот факт, что пошлины против них устанавливаются США «по соображениям национальной безопасности».
Можно было представить, полагали они, что Вашингтон ввел бы подобные ограничения в отношении Китая, который он рассматривает как своего стратегического противника. Но ограничения на таком же основании в отношении стратегического партнера, каким многие десятилетия для Америки является Европа, выглядят абсурдом.
Как подчеркнул глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, «установленные американские односторонние пошлины являются необоснованными, противоречат правилам ВТО и представляют собой протекционизм в чистом виде». Президент Франции Эмманюэль Макрон назвал решение администрации США незаконным и ошибочным. Достаточно резко в ходе саммита «семерки» в Квебеке (июнь 2018 года) высказался премьер-министр Канады Джастин Трюдо, назвав принятые Вашингтоном меры «карательными», «неприемлемыми» и «оскорбительными», что, в свою очередь, возмутило Трампа.
Не располагая ясными юридическими доводами, Трамп попытался парировать упреки ссылками на установившийся несправедливый, с его точки зрения, характер торговли, однако не смог убедить партнеров. После неоднократных попыток объяснить Вашингтону необоснованность его протекционистских мер 21 ноября 2018 года ЕС, а также Китай, Канада, Норвегия, Мексика, Россия и Турция обратились в Орган по разрешению споров ВТО с жалобой против США о неправомерности введения американской стороной пошлин на сталь и алюминий. Предпринятый сразу семью странами демарш в отношении США стал достаточно убедительным свидетельством активного сопротивления ведущих членов ВТО попыткам Вашингтона пересмотреть сложившиеся правила международной торговли.
Разумеется, главным театром торговых баталий в последние годы стал американо-китайский. Встреча президента США с председателем КНР Си Цзиньпином в апреле 2017 года во Флориде, казалось бы, могла открыть пути к сглаживанию противоречий. Но, как выяснилось, этого не произошло. Уже в середине августа, несмотря на призывы Пекина избежать торговой войны между двумя государствами, Трамп отдал распоряжение о расследовании многочисленных, по мнению Вашингтона, эпизодов нарушений прав интеллектуальной собственности американских компаний в Китае. Предлогом для данного шага Вашингтона послужили неоднократные жалобы американских компаний на внутренние правила Китая, которые вынуждают их делиться производственными секретами и ноу-хау, что приводит, с их точки зрения, к масштабному воровству интеллектуальной собственности китайцами на сотни миллиардов долларов ежегодно.
С тех пор представители Вашингтона и Пекина встречались неоднократно, однако без весомого результата. В мае 2019-го Трамп распорядился повысить пошлины с 10 до 25% на товары из Китая общим объемом в 200 млрд долл., причем сделано это было перед началом двусторонних консультаций 11-го раунда. В ответ Пекин объявил о введении с 1 июня пошлин на более чем 5 тыс. товарных позиций из США на общую сумму 60 млрд долл. При этом стороны не перестают выдвигать взаимные обвинения: США настаивают, что Китай все время отходит от достигнутых промежуточных договоренностей, в ответ китайцы утверждают, что американцы постоянно меняют позицию на переговорах. Смогут ли Пекин и Вашингтон вообще договориться?
Противостояние с Китаем превратилось для 45-го президента США в главный смысл его политики во всех сферах, включая торговлю, технологии, геополитику. В начале текущего года стало уже вполне очевидным, что Китай со своей компанией Huawei выдвигается на передовые позиции в мире в создании телекоммуникационных сетей 5G. Экономические последствия этого прорыва выходят далеко за рамки сектора коммуникаций – на повестке новый скачок в развитии транспортных сетей, робототехники, космических технологий и т.д. Это ставка на завтрашнее технологическое и экономическое лидерство в мире, которое Вашингтон вовсе не намерен уступать. И потому американская администрация не ограничивает себя в средствах сдерживания соперника: примеры тому – прошлогодний арест в Ванкувере по запросу США топ-менеджера Huawei Мэн Ваньчжоу и недавние серьезные ограничительные меры правительства США в отношении компании.
Очевидно, что торговая война – лишь часть масштабного противостояния двух экономических сверхдержав, которые начинают конкурировать повсюду – от производства полупроводников до строительства подлодок, от создания блокбастеров для мирового кинорынка до планов освоения Луны. Финал этого противостояния предсказать затруднительно: по большому счету либо Китаю удастся прорвать неприемлемый для него «американский порядок», либо «униженная Америка» будет вынуждена отступить из Азиатско-Тихоокеанского региона. И тот и другой прогноз могут реализоваться относительно мирно. Но это не факт. Известное трамповское «в торговых войнах легко побеждать» с учетом исторического опыта не может не настораживать, ибо в прежние времена торговые войны слишком часто трансформировались в «горячие».
Наконец, еще одно возможное последствие торговых войн нельзя исключать на обозримое будущее. Отказ от решения торговых противоречий в рамках многосторонних институтов, сопровождаемый попытками Вашингтона выстроить новый порядок международного сотрудничества на двусторонней основе, не может иметь серьезной перспективы. Игнорирование достигнутого уровня взаимозависимости экономик, эффекта глобальных производственных цепочек невозможно, даже если этого хочет самая могущественная пока еще в мире американская экономика. Важнейшим достижением послевоенного мира стало создание в рамках мировой экономики системы, основанной на правилах (Rules-based System), в чем, кстати, важнейшую роль сыграли США. Отход назад означал бы возвращение в XIX – начало ХХ века к системе, основанной на силе (Power-Based System). На пути к такому сценарию не избежать хаоса в глобальной экономике, последствия которого довольно трудно представить.
комментарии(0)