Южнокорейские магазины активно включились в акцию по бойкоту японских товаров. Фото Reuters
Вслед за торговой войной между США и Китаем не менее драматичные события в экономической сфере разворачиваются между еще двумя локомотивами мировой экономики – Японией и Республикой Корея (РК). Это происходит в самый неподходящий момент для мировой финансовой системы, ожидающей повторения кризиса 2008 года.
1 июля 2019 года Токио объявил, что отныне будет требовать индивидуальные разрешения на экспорт в РК для трех классов химических веществ – фторированных полиамидов, используемых в производстве смартфонов, фоторезиста и фтористого водорода, используемых в полупроводниках. Япония считается их крупнейшим поставщиком для предприятий электронной промышленности РК, которые они получали в льготном режиме. По данным СМИ, в первые пять месяцев 2019-го Южная Корея импортировала из Японии 94% фторированного полиамида, 92% фоторезиста и 44% фтористого водорода.
Сообщается, что на ближайшие три месяца предприятия РК располагают определенными запасами. Но если сторонам не удастся договориться, то могут разрушиться производственные цепочки южнокорейских производителей. Сеул заявил протест против этого решения, утверждая, что оно чревато серьезными сбоями в производстве электроники в мире. Южнокорейские полупроводники – одну из главных статей экспорта Сеула – используют многие гиганты электронной промышленности.
1 августа кабинет министров Японии исключил РК из «белого списка», в который входят 27 стран с минимальными торговыми ограничениями на приобретение высокотехнологичной продукции и технологий, имеющих военное применение. Сеул решил действовать по принципу «око за око» и 2 августа исключил Токио из такого же списка.
Вышеупомянутое решение Токио пока не вступило в силу, но, судя по сообщениям СМИ, экспорт РК за 20 дней августа упал на 13% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В целом продажи полупроводников упали на 30%, а вывоз в Китай – крупнейший торговый партнер Сеула – снизился на 20%.
Ограничение не означает полного запрета, однако для экспорта в РК отныне нужно получать особое разрешение, причем для каждой поставки. Для этого понадобится до 90 дней. Таким образом, Токио нанес прицельный удар по высокочувствительной части южнокорейской экономики, копируя то, что делают США в отношении КНР. Хотели того американцы или нет, но разборками с Китаем они спровоцировали торговую войну между двумя своими основными союзниками в Азиатско-Тихоокеанском регионе. РК для Японии – третий по важности экспортный рынок.
Считается, что за решением отменить статус привилегированного торгового партнера Южной Кореи и ввести экспортный контроль стоит желание Токио оказать давление на Сеул в связи с продолжающимся спором о получении компенсации от японских предприятий, использовавших корейцев на принудительных работах во время колониальной оккупации Кореи с 1910 по 1945 год и об использовании японскими военными во время Второй мировой войны в борделях кореянок, известных как «женщины для утешения». Таких насчитывалось, по некоторым данным, около 200 тыс. Миллионы корейских мужчин были направлены на принудительные работы.
Токио выплатил компенсацию Сеулу в 1965 году в размере сотен миллионов долларов за ущерб, нанесенный в годы войны, и считает, что он удовлетворил предъявляемые к нему претензии. Но эти деньги до пострадавших практически не дошли. Южнокорейское правительство направило их на развитие национальной экономики и инфраструктуры. В связи с этим в Токио полагают, что в данном случае истцом должно выступать южнокорейское правительство.
Есть и чисто экономическая подоплека в обострении двусторонних отношений – конкурентная борьба между Токио и Сеулом. Они превратились в соперников на мировой экономической арене.
Тем временем в Южной Корее развернуто движение за бойкот японской продукции – от пива до автомобилей класса люкс. В социальных сетях стали появляться хештеги типа #BoycottJapan и #NOjapan. Как показали результаты недавних опросов, около 65% потребителей и 23 тыс. торговых точек заявили, что они принимают в этом активное участие. В сеульских магазинах на видном месте выставлены объявления, что они не торгуют японскими товарами. Японские компании в ответ на ухудшение потребительских настроений вынуждены приостановить телевизионную рекламу. Существенно сократились и поездки южнокорейских туристов в Японию, а в Южной Корее имели место нападения на японских туристов. Это потянуло за собой сокращение авиарейсов между двумя странами. В 2018 году 13% объема дохода Японии от туризма пришлось на гостей из РК.
Обострение отношений привело к тому, что лидеры Республики Корея и Японии Мун Чжэ Ин и Синдзо Абэ не провели двусторонней встречи на полях G20 в Осаке. Последующие встречи на различных уровнях ни к чему не привели. У каждой из сторон своя правда, отягощенная сложной и драматической общей многовековой историей.
Последняя встреча на уровне министров иностранных дел РК и Японии прошла 21 августа в Пекине при посредничестве Китая, также несущего убытки от спора Сеула и Токио. Однако, судя по всему, и она завершилась ничем. Более того, ситуацию усугубило решение РК выйти из соглашения об обмене разведданными с Японией по военным планам КНДР, о чем было объявлено 22 августа. Помимо дальнейшего обострения двусторонних отношений это снижает лидерство США в регионе.
По расчетам южнокорейских специалистов, для сокращения зависимости от японского импорта Сеулу понадобится не менее семи лет и 6,48 млрд долл. инвестиций. Для страны, имеющей мало собственных природных ресурсов и сильно зависящей от международной торговли, сделать это будет проблематично. Для снижения зависимости от Японии выход в Южной Корее видят в установлении режима свободной торговли с другими странами.
комментарии(0)