Депутаты от фракции «Слуга народа» получили ключевые посты в Верховной раде. Фото со страницы Дмитрия Разумкова в Facebook
Приход нового президента Украины и кардинальное обновление кадрового состава Верховной рады по итогам выборов 2019 года подвело черту под пятилетним периодом правления Петра Порошенко и доминирования радикальных националистических партий в стенах украинского парламента и властных кабинетах. Это породило в обществе ожидания перемен к лучшей жизни и решения ключевых проблем.
Через несколько лет после прихода к власти радикальные националисты стали терять поддержку среди населения. Культ евроинтеграции и курс на движение в Европу сменились разочарованием. Ориентация на формирование «национального государства» заслонила собой реальные экономические и политические проблемы, привела к утрате контроля над частью территорий. В погоне за достижением политических целей социальные проблемы игнорировались. В итоге массированное давление националистических сил на оппонентов, дополненное ухудшением социальной ситуации, привело к дискредитации не только курса на создание национального государства, но и самой национально ориентированной элиты.
Поражение Порошенко на президентских выборах и победа партии «Слуга народа» на выборах в Верховную раду стали результатом разочарований населения в политиках, многие из которых находятся у власти с 90-х годов прошлого века. Несменяемость представителей политической элиты, политические скандалы на протяжении многих лет подрывали доверие к власти. В результате в обществе возрос запрос на изменения политической элиты, которые привели к власти Владимира Зеленского и его партию «Слуга народа». Большую роль в этом сыграло отсутствие у Зеленского публичных контактов с представителями финансово-промышленных групп, неучастие в работе государственных структур. В то же время за счет съемок в ряде художественных фильмов Зеленский оказался фигурой, которая была раскручена.
Последние выборы в Верховную раду и их итоги принципиально отличаются от всех парламентских выборов, которые проходили после получения Украиной независимости. До нынешних выборов ни одна политическая сила не имела такого уровня поддержки, который мог позволить ей получить в парламенте больше половины депутатских мест. Однако это удалось партии «Слуга народа», которая опиралась на рейтинг президента Зеленского. Успех пропрезидентской политической силы, как и победы на президентских выборах Зеленского, связан с запросом общества на новые лица в украинской политике.
Новый состав украинского парламента обновился практически на 80%. Многие тяжеловесы украинской политики не прошли в парламент, проиграв представителям партии «Слуга народа». В то же время кадровое обновление украинского парламента не гарантирует высокую эффективность его работы. Отсутствие навыков законодательной работы, популизм могут свести на нет все громкие заявления новых депутатов.
Интересной выглядит ситуация с оппозицией. В отличие от прошлых созывов, когда в стенах украинского парламента политические силы в основном делились на два лагеря, в нынешней Верховной раде расстановка сил будет отличаться. В число оппозиции, по всей видимости, будет входить партия «Голос» Святослава Вакарчука, «Европейская солидарность» Порошенко и «Батькивщина». Эти политические силы, несмотря на близость взглядов по ключевым вопросам внешней политики, вряд ли будут объединяться. Для них будет характерно самостоятельное участие в политическом процессе, что в целом отвечает интересам президента. Для партии «Слуга народа» пока не стоит задача консолидации с другими политическими силами, поскольку президенту вряд ли нужно конституционное большинство.
Отдельное положение в парламенте займет «Оппозиционная платформа – За жизнь», которая прошла в парламент благодаря поддержке населения юго-восточных регионов. Представители этой партии выступают за решение конфликта на востоке страны, восстановление отношений с Россией. Однако позиция данной политической силы не совпадает со взглядами президента и парламентского большинства, а также остальных партий, которые прошли в Верховную раду. Их приоритетом по-прежнему является прозападный политический курс. Так называемые оранжевые силы не будут создавать коалиции с «Оппозиционной платформой – За жизнь». Наконец, большое влияние на развитие политической ситуации будет оказывать внесистемная оппозиция, а также региональные законодательные органы.
Президент и парламент будут находиться под сильным влиянием внешних сил. Для ЕС и США ключевой задачей остается сохранения Киевом сложившегося внешнеполитического курса. Кроме того, на деятельность будущего правительства и работу парламента будут оказывать влияния радикальные политические силы, которые не намерены мириться с поражением на парламентских выборах. Тем не менее значительный уровень поддержки, полученной президентом Зеленским и его политической силой, позволяет принять решения, которые могут оказать положительное влияние на экономическую ситуацию и приблизиться к решению конфликта в Донбассе.
С учетом непростых отношений Киева с отдельными областями задача по решению проблемы конфликта в Донбассе и в целом межрегиональных противоречий представляется малоразрешимой. Впрочем, в случае прогресса в этом вопросе Украина лишь вернется к ситуации, сложившейся в стране на момент распада СССР, когда на территории бывшей союзной республики фактически было две Украины, каждая из которых имела свои взгляды на будущее нового государства. На протяжении длительного времени украинские власти не только ничего не делали, чтобы устранить их или сгладить исторически сложившиеся различия между востоком и западом, но и использовали этот фактор в политической борьбе, особенно в периоды предвыборных кампаний.
Возможно, президенту и парламенту будет не хватать профессионализма и опыта. Скажется стремление к принятию популистских решений. Кроме того, наличие экономических проблем и отсутствие возможности для внешнеполитического маневра будут служить сдерживающим фактором в деятельности парламента и правительства. Тем не менее парламентское большинство, которое получил президент в Верховной раде, позволяет сформировать правительство, способное приступить к решению накопившихся социально-экономических проблем и урегулированию конфликта на востоке Украины.
комментарии(0)