Среди тех, кто безоговорочно поддерживает инициативы Москвы в ООН, – руководитель Венесуэлы. Фото Reuters
Проведение встреч на высшем уровне мировыми державами с представителями государств отдельных континентов уже давно стало устоявшейся традицией. К примеру, в то время как Россия лишь на днях впервые провела встречу с главами африканских государств, с ними регулярно и уже много лет встречаются руководители США, Японии, ЕС, Китая. Как правило, к таким встречам подготавливается целый пакет важнейших экономических (прежде всего) проектов и договоров, которые в торжественной обстановке не просто подписываются, но первыми же лицами жестко контролируются на предмет исполнения.
Пока рано оценивать реальные результаты саммита «Россия–Африка», потому как от благих намерений до практического «навара» обычно либо долгий путь, либо, что случается куда чаще, просто холостой выхлоп. Но вот об уже обсуждаемой идее собрать теперь под российской эгидой руководителей стран Латинской Америки поговорить стоит. И прежде всего потому, что, как бы это ни показалось кому-то парадоксальным, именно страны Западного полушария (за исключением двух членов «большой семерки» от Северной Америки) по сути – самый пророссийски настроенный регион планеты.
Тем не менее при всей вроде как теоретической выгоде развития отношений с Латинской Америкой (куда надо включать и Карибский бассейн) находятся они на весьма низком уровне по целому ряду вполне объективных причин (прежде всего географическая удаленность). Но и не в последнюю очередь из-за нежелания российской стороны учитывать саму психологию и менталитет латиноамериканских лидеров (а именно они, а не абстрактные «народные массы» и определяют, кто и с кем будет дружить, а кто – дружбу лишь имитировать).
В первую очередь здесь стоит разделять существующий потенциал возможного двустороннего сотрудничества РФ и стран Латинской Америки и реалии, которые весь этот потенциал определяют. Мне довелось многократно бывать во всех латиноамериканских и карибских странах (кроме Французской Гвианы), часто встречаться и с первыми лицами этих государств, их министрами, послами в США и Организации американских государств (ОАГ), быть наблюдателем от ОАГ на выборах в ряде стран, и могу отметить, что, хотя именно латиноамериканцы – самые ментально и психологически близкие россиянам люди, дальше пустых разговоров дело с ними редко когда продвигалось. За исключением ситуаций, когда им лично (руководству стран) и прежде всего финансово это было выгодно.
Если взять большую политику, то для России принципиально важно поддерживать отношения с четверкой стран континента – Кубой, Никарагуа, Венесуэлой и Боливией. Их руководство полностью одобряет все российские внешнеполитические инициативы. Эти страны голосуют всегда с Россией в ООН и других международных организациях и, что важно (в отличие от самой РФ сразу же после развала СССР), ни разу не предавали Москву на международной арене. Эта же четверка развивает активное военное сотрудничество с РФ.
Между тем в отношениях с ними присутствуют серьезные проблемы, связанные с тем, что у Москвы нет лишних денег, чтобы не только инвестировать в эти страны, но и прочно там закрепляться. Оружие поставляется туда либо в кредит, либо на весьма льготных условиях. Однако и политические связи, сохраняющиеся на высоком уровне, непременно (как в случае с Китаем в Латинской Америке и Карибах) должны подтверждаться широким экономическим сотрудничеством, чего у РФ с Латинской Америкой никогда не было, да и вряд ли возможно на обозримую перспективу.
В чем это сотрудничество может заключаться? Для Латинской Америки и Карибов Россия – выгодный (но не основной) рынок поставки своей сельхозпродукции. Но реально это удобно делать только на наш Дальний Восток, и даже этот вариант очень непрост и дорогостоящ. Те же тропические фрукты и кофе, которые попадают в магазины Москвы и Санкт-Петербурга с этикетками латиноамериканских и карибских стран, идут туда главным образом через посредников из Европы.
Латиноамериканцам нужны российские инвестиции, которые реальны лишь в Венесуэле (в нефтедобычу), да и то в весьма ограниченном масштабе. Показательно, что для расширения подобного экономического сотрудничества ни у РФ, ни у стран Латинской Америки нет свободных средств. Да и сами они и их компании отнюдь не рвутся (хотя по логике вещей могли бы) на российский рынок в условиях действующих западных санкций.
Да, продает Россия в некоторые страны континента свои самолеты и вертолеты, в Россию оттуда поступают отдельные виды лекарств и мясо (Парагвай, Аргентина, Бразилия), кофе из Колумбии и Бразилии. Но объемы всего этого мизерны по сравнению с торговлей той же Латинской Америки с КНР, не говоря уже о США.
Вот только три цифры. Товарооборот России со странами Латинской Америки составляет всего около 16 млрд долл. в год. А с такими огромными странами, как Мексика и Бразилия, не превышает 1 млрд. В то время как товарооборот с Китаем только у Бразилии – более 35 млрд долл., а у США с одной Мексикой – свыше 300 млрд в год.
Не особо влияет на общую картину и установление безвизового режима между Россией и всем континентом (визы россиянам нужны только для посещения французских, британских и голландских заморских владений на Карибах и в Южной Америке). Туристический поток из РФ в эти далекие края минимальный по сравнению с тем, сколько туда едет европейцев, американцев и с недавних пор – китайцев и японцев. А зимние заезды наших туристов на курорты Кубы и Доминиканской Республики общего положения дел в принципе не меняют.
Да и в Россию из Латинской Америки добираться долго и дорого. Поэтому сейчас почти 90% турпотока латиноамериканцев в РФ составляют те, кто проживает в Европе. Зато для наших состоятельных граждан безвизовый режим действительно удобен при посещении трех-четырех стран континента за одну поездку. Но опять-таки на общую картину крайне незначительного торгово-экономического оборота это не оказывает никакого влияния.
И здесь хотелось бы поделиться личными наблюдениями за многие годы взаимодействия с латиноамериканцами вне разного рода дипломатических отчетов и справок, которые обычно пишутся под высокопоставленные встречи и визиты. Так вот, все без исключения страны Латинской Америки (частично и вышеупомянутая пророссийски настроенная «четверка») исторически теснейшим образом привязаны к США, а с недавних пор – к Китаю (финансово и экономически).
В Америке у практически всех первых лиц государств континента живут и учатся дети, там у них собственность (именно в Майами и Лос-Анджелесе, а не в Мадриде или Лиссабоне), у самих у них, как правило, американское образование. Поэтому и Россию, и поездки в Москву с визитами, и содержание дипломатических миссий практически все они рассматривают в лучшем случае как «политический туризм».
А ведь проведение саммита со странами Латинской Америки – это не сбор высокопоставленных лиц с целью порассуждать об огромном потенциале двусторонних отношений. Для подобного мероприятия нужны по-настоящему прорывные, реально осуществимые проекты, которые были бы выгодны обеим сторонам. И под которые были бы прежде всего государственные гарантии, что по целому ряду стран континента (посмотрите только на то, что происходит сейчас в Эквадоре, Чили, Перу, Аргентине) будет очень проблематично обеспечить.
Но даже при всей необязательности, сохраняющейся нестабильности в ведущих странах Латинской Америки, их либо политической привязанности к Соединенным Штатам, либо экономической и финансовой – к Китаю (почему-то СМИ упирают на то, что Эквадор якобы сидит на денежной игле кредита МВФ, но ничего не сообщают, что страна находится под финансовым и экономическим контролем КНР), для успешного взаимодействия с ними со стороны РФ нужно выработать прежде всего саму стратегию этих отношений.
А ее не было на протяжении всего периода, идущего с момента распада Советского Союза. Пустопорожние разговоры о важности этого региона, огромном потенциале для сотрудничества, кратковременные визиты первых лиц и чиновников на практике ровным счетом ничего не меняют в общей картине российско-латиноамериканских отношений. То есть принцип «ни шатко ни валко, а дальше – как получится» по-прежнему в наших связях доминирует. И есть большие сомнения, что без выработки совершенно новой, всеобъемлющей стратегии формирования отношений с Латинской Америкой на чисто прагматической, выгодной обеим сторонам экономической основе даже проведение встречи руководителей России и стран континента сможет подобное положение дел как-то сдвинуть с мертвой точки.
Вашингтон
комментарии(1)
0
Виктор Красильщиков 17:44 28.10.2019
Согласен с автором во многом. Только он забыл добавить, что наша российская авиакомпания "Сибирь"/S7 закупает бразильские "Эмбраеры" для региональных линий из Новосибирска. А в целом Латинская Америка хочет сорудничать в области науки и образования, высоких технологий - в той сфере, которая в России, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Наконец, не стоит забывать о перспективых зоны свободной торговли между Меркосул (в бразильской аббревитатуре) и ЕС.