Альберто Анхель Фернандес и Кристина Фернандес де Киршнер (тандем Фернандес-Фернандес) приходят к власти. Фото со страницы Кристины Киршнер в Twitter
10 декабря на пост президента Аргентинской Республики вступает Альберто Анхель Фернандес. В год окончания им юридического факультета столичного университета пала военная диктатура. При новых гражданских властях пригодились и диплом юриста, и начатая в студенческие годы политическая карьера в рядах самой массовой в стране Хустисиалистской (перонистской) партии (ХП).
Ключевым в политической биографии молодого юриста стало знакомство с видным деятелем ХП Эдуардо Дуальде, через которого Фернандес познакомился с Нестором Киршнером, губернатором патагонской провинции Санта-Крус, выдвинутым в качестве кандидата в президенты от перонистов на выборах 2003 года. Фернандес возглавил избирательный штаб Киршнера, помог привести его в Розовый дом (президентский дворец) 25 мая 2003 года и получил должность главы кабинета министров.
С этого момента начался отсчет нового политического цикла в истории Аргентины – 12-летнего периода правления семьи Киршнеров. 10 декабря 2007 года президентом стала Кристина Фернандес де Киршнер, а в июле 2008-го Альберто ушел в отставку в разгар конфликта правительства с влиятельным аграрным сектором. С тех пор он преподавал в альма-матер – Университете Буэнос-Айреса и на первых порах критиковал политику Кристины, однако в прошлом году вновь сблизился с киршнеристами. В мае 2019 года было объявлено, что Фернандес будет баллотироваться в президенты от альянса «Всеобщий фронт», костяк которого составили перонисты, а на должность вице-президента выдвинулась Кристина.
27 октября тандем Фернандес–Фернандес одержал победу. Время транзита власти (между 27 октября и 10 декабря) победители посвятили подбору кандидатур на ключевые должности в министерствах и ведомствах, которым предстоит реализовывать планы руководства страны по решению накопившихся социально-экономических проблем. В их числе: не допустить дальнейшего падения ВВП и объема внешней торговли; обуздать инфляцию, нормализовать валютно-финансовое положение в стране, в частности остановить обесценение национальной денежной единицы – песо; «расшить» острейшую проблему непрерывно увеличивающегося суверенного долга, обеспечить приток в экономику местных и иностранных инвестиций, без которых невозможно оживить деловую жизнь и запустить крупные национальные проекты. За каждой из этих сложнейших задач стоят застаревшие и уже покрытые ржавчиной институциональные и структурные проблемы, десятилетиями ждущие своего решения.
Появившийся незадолго до инаугурации «План Лето» (Plan Verano) прочертил некоторые контуры первых 100 дней правительства Фернандеса, которые обещают быть чрезвычайно бурными. По-видимому, радикальным шагом новой власти станет комплекс мер по увеличению платежеспособного спроса основной массы населения, который рассматривается в качестве главного драйвера экономического развития. В частности, планируется рост минимального размера пенсий и так называемых детских субсидий, замораживание цен на базовую продовольственную корзину, а также отмена НДС на продукты питания для населения с низкими доходами. Эти планы правительство собирается финансировать за счет дополнительной денежной эмиссии, повышения налогов на экспорт и отсрочки платежей по государственным долгам.
Реализация подобной макроэкономической стратегии сопряжена с крупными рисками и отнюдь не гарантирует быстрого улучшения ситуации. Слишком много неизвестных: как под бременем налогов поведут себя экспортеры, насколько легко Буэнос-Айрес сможет договориться с кредиторами, не приведет ли увеличение денежной массы к новому всплеску инфляции и т.д. На эти сложные вопросы нет простых ответов.
Помимо внутренних экономических задач, которые в безотлагательном порядке должна решать новая администрация, ее ждет целый букет проблем с международными партнерами. Аргентина болезненно реагирует на перепады мировой конъюнктуры, страдает от протекционизма США и развязанных Вашингтоном «торговых войн». В частности, Белый дом неоднократно вводил повышенные пошлины на аргентинские товары, поступающие на американский рынок, включая биодизель, лимоны и сталь. Эти меры, против которых боролась администрация уходящего президента Маурисио Макри, нанесли Аргентине серьезный ущерб. Например, во многом из-за протекционизма Вашингтона производство стали на аргентинских предприятиях в октябре сократилось на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Фернандесу предстоит продолжить борьбу за право торговать лимонами, сталью или биодизелем на американском рынке на приемлемых условиях и надеяться на обещанное Дональдом Трампом посредничество в отношениях с кредиторами, разумеется, небескорыстное.
Одновременно Буэнос-Айресу важно добиться выравнивания товарооборота с ключевыми партнерами, в первую очередь с Китаем, торговля с которым в 2018 году для Аргентины была сведена с огромным дефицитом в размере около 8 млрд долл., и с Бразилией, товарообмен с которой также традиционно складывается не в пользу аргентинской стороны.
Взаимодействие с Бразилией – крупнейшей латиноамериканской экономикой и ключевым партнером Аргентины в интеграционной группировке МЕРКОСУР – характеризуется особой интригой из-за идейных разногласий между Фернандесом и бразильским президентом Жаиром Болсонару. В частности, лидеры двух соседних стран придерживаются диаметрально противоположных подходов к вопросам урегулирования венесуэльского кризиса. Бразильский лидер откровенно и нелицеприятно отозвался об итогах президентских выборов в соседней стране и возвращении к власти перонистов.
Однако между двумя странами налажено широкое инвестиционное и производственное сотрудничество в энергетике, автомобильной промышленности, машиностроении, пищевкусовой отрасли, сельском хозяйстве, банковской сфере и т.д., что делает аргентинскую и бразильскую экономики не просто тесно связанными, но взаимозависимыми. Вероятнее всего, отношения с Бразилией и вопросы сотрудничества в рамках МЕРКОСУР будут доминировать во внешнеполитической повестке Розового дома. Уже ближайшее будущее покажет, что возьмет верх в аргентино-бразильских отношениях: идейные разногласия или торгово-экономический прагматизм.
Индикатором прочности аргентино-бразильского сотрудничества станет судьба соглашения о свободе торговли между МЕРКОСУР и Европейским союзом, подписанного 28 июня 2019 года на полях саммита «Группы двадцати» в Осаке (Япония). Речь идет о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли, в которую войдут страны с населением около 800 млн человек. Сейчас товарооборот между МЕРКОСУР и ЕС сравнительно скромный – немногим больше 100 млрд долл., что обусловлено существующими торговыми барьерами и совершенно не отражает экономические возможности этих государств.
На фоне всех перечисленных коллизий отношения Аргентины и России выглядят наглядным примером победы прагматического подхода к двусторонним связям. В последние полтора десятилетия аргентинско-российские отношения приобрели дополнительную динамику и ощутимо диверсифицировались, стали наполняться более разнообразным содержанием и охватили практически все сферы деятельности, что позволило вывести межгосударственные отношения на уровень всеобъемлющего стратегического партнерства, главным образом благодаря высокому уровню взаимопонимания между президентами Владимиром Путиным и Кристиной Фернандес де Киршнер. Возвращение последней на второй пост в государстве может сослужить хорошую службу для придания нового импульса двусторонним связям. Тем более, как отчетливо понимают во властных структурах и бизнес-кругах, задел предыдущих лет может стать основой для всестороннего наращивания торгово-экономического сотрудничества и внешнеполитического взаимодействия.
В «Совместном заявлении Российской Федерации и Аргентинской Республики о стратегическом внешнеполитическом диалоге», подписанном в Москве в начале 2018 года, предусматривалось «укрепление диалога в рамках международных форумов». Речь, в частности, может идти о более активном подключении этой южноамериканской страны к взаимодействию с БРИКС. В 2014 году Фернандес де Киршнер принимала участие в шестом саммите «пятерки» в бразильском городе Форталеза. Президент Макри, в свою очередь, выступал на десятом саммите БРИКС в ЮАР. Новый глава Аргентины Фернандес скорее всего будет заинтересован в продолжении политики своих предшественников на этом направлении.
Таким образом, Аргентина вступает в весну с обновившейся властью и «Планом Лето». Первые 100 дней мандата президента Альберто Фернандеса определят социально-экономический и политический курс страны на ближайшее десятилетие.
комментарии(0)