Фото Arif Akdogan/Anadolu Agency via Getty Images
Ситуация в сирийской провинции Идлиб все больше развивается в направлении прямого столкновения между армией Башара Асада и вооруженными силами Турции. 26 февраля турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган напомнил Дамаску, что определенный Анкарой срок ультиматума для вывода сирийской армии из контролируемой Турцией зоны Идлиба истекает через считаные дни. После чего он намерен начать вооруженную операцию с целью оттеснить сирийских военных от турецких наблюдательных постов и ранее захваченных участков территории провинции. Наблюдатели говорят о направлении Эрдоганом свыше 7 тыс. военнослужащих в места предполагаемых боевых действий для усиления группировки протурецких формирований боевиков.
Ранее, 17 февраля, с заявлением о намерении продолжить наступление сирийских войск выступил Асад: «Бой за освобождение провинций Алеппо и Идлиб продолжается, несмотря на некоторое бурление, идущее с севера (активизация ВС Турции. – А.Ш.), как и продолжается бой за освобождение всей сирийской земли, уничтожение терроризма и достижение стабильности».
В самые последние дни февраля (еще до истечения срока ультиматума Эрдогана) сообщалось о возвращении протурецкими формированиями (в основном именуемыми «умеренной сирийской оппозицией») под свой контроль двух важных населенных пунктов – поселка Нейраб и города Саракиб, откуда открывается выход на стратегические шоссе М4 и М5, связывающие провинции и крупные города (Алеппо–Латакия и Алеппо–Дамаск). На данный момент трудно судить, означает ли успех оппозиционных группировок перелом в боевых действиях в их пользу. Напомним, что в подобной ситуации продвижения боевиков 20 февраля по просьбе Дамаска была задействована российская авиация, бомбовые удары которой приостановили их наступление.
Вмешательство российских ВКС, судя по всему, побудило турецкую сторону приступить к наращиванию своей группировки в Идлибе. Эрдоган открыто заговорил о намерении «расчистить небо над Идлибом» для турецкой авиации, запросив у США зенитно-ракетные системы Patriot. Понятно, что для ограничения оперативных возможностей российских истребителей и бомбардировщиков.
Новой же характеристикой боевых действий в Идлибе (и гражданской войны в Сирии в целом) стало применение оппозиционными Дамаску формированиями переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), предположительно – FIM-92 Stinger американского производства. Ими были атакованы истребитель-бомбардировщик Су-34 ВКС РФ и сирийский истребитель Су-22, которые наносили удары по позициям террористической группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» (запрещена в России) в южной части провинции Идлиб. Поражения самолетов удалось избежать благодаря своевременному отстрелу тепловых ловушек.
Москва–Анкара: взаимные обвинения
Воинственные заявления Эрдогана, сопровождаемые мобилизацией турецких войск в Идлибе и появлением у боевиков ПЗРК, свидетельствуют о серьезном политическом развороте Анкары в отношении еще недавнего ее партнерства с Москвой. Турецкий президент обвинил Россию в гибели мирных жителей.
Предпринятые в последние недели попытки сторон дипломатическими средствами выйти на договоренности по Идлибу не возымели результата. Москва и Анкара обменялись визитами делегаций, возглавлявшихся заместителями руководителей внешнеполитических ведомств Сергеем Вершининым и Седатом Оналом. Президенты России и Турции проводили переговоры по телефону, но также безрезультатно. В минувшую пятницу они, как сообщили в пресс-службе Кремля, условились «активизировать соответствующие межведомственные консультации и проработать возможность проведения в ближайшее время встречи на высшем уровне».
При этом обозначилась тенденция к ужесточению риторики: 25 февраля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал капитуляцией разговор о перемирии с террористами. По его словам, удары по российским и сирийским военным, а также по гражданским объектам неоднократно наносились с позиций наблюдательных пунктов Турции. Тем самым Лавров косвенно обвинил турецкую сторону в фактической поддержке террористических группировок. И обозначил намерение российской стороны продолжать наносить авиаудары по тем, кого в Москве считают террористами.
27 февраля Омер Челик, представитель правящей в Турции Партии справедливости и развития, заявил о завершении подготовки турецкой армии к операции в Идлибской зоне деэскалации на севере Сирии. При этом он подчеркнул «абсолютную, непоколебимую и бескомпромиссную» решимость Анкары начать эту операцию по завершении срока ультиматума. И де-факто обратился непосредственно к Москве: «С точки зрения Турции изменение статус-кво на северо-западе Сирии недопустимо, и этот факт должна принять Россия».
Евросоюз и США поддерживают Эрдогана
На этом фоне понятно усиление обеспокоенности стран Евросоюза: наступление сирийских войск в Идлибе якобы уже привело к внутреннему перемещению мирных граждан, число которых приближается к миллиону человек. Власти Турции пока стараются не допускать к себе новую волну сирийских беженцев, поскольку их и без того там уже примерно 3,5 млн. Обеспечивать минимальные условия их проживания помогает Анкаре Евросоюз, выделив на эти цели за период с 2015 года порядка 6 млрд евро. Перспектива прорыва части сирийских беженцев из Турции в Европу давно и всерьез пугает европейцев. А сейчас – из-за событий в Идлибе – она становится вполне реальной: инфраструктура лагерей для приема и размещения беженцев в Турции вряд ли выдержит приток еще 1 млн человек. Куда потянутся отчаявшиеся сирийцы? Конечно же, в Европу.
Европейские политики считают, что наступление сирийских войск в Идлибе уже вызвало гуманитарную катастрофу там, масштаб которой будет только возрастать по мере эскалации боевых действий. Не имея никаких силовых рычагов воздействия на ситуацию в этой сирийской провинции, европейские политики полагаются на руководство Турции – страны, по-прежнему стремящейся обрести статус члена ЕС. Неудивительно в этом контексте, что в сложившейся ситуации симпатии, да и политическая позиция европейцев на стороне Анкары и Эрдогана.
Об этом, в частности, убедительно свидетельствует обращение министров иностранных дел 14 стран ЕС к Дамаску и Москве от 26 февраля. Под документом стоят подписи главы МИД Германии Хайко Мааса, а также его коллег из Бельгии, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Литвы, Нидерландов, Польши, Португалии, Финляндии, Франции, Швеции и Эстонии. Министры призывают Дамаск и Москву немедленно прекратить боевые действия в провинции Идлиб, обеспечить защиту волонтеров и медицинского персонала, а также следовать условиям режима прекращения огня, согласованного осенью 2018 года.
Авторы обращения утверждают, что операция сирийских правительственных сил в Идлибе «основана на заблуждениях». «Одни и те же причины приведут к одним и тем же последствиям – радикализации, нестабильности в регионе и в Сирии», а также вынудят многих жителей покинуть свои дома. Более половины сирийцев уже стали беженцами, подчеркивается в документе. Европейские министры призвали Москву продолжить переговоры с Анкарой, чтобы «разрядить ужасную обстановку и способствовать политическому решению» вооруженного конфликта. Кроме того, подчеркивают министры, России в Совете Безопасности ООН не следует препятствовать механизму поставок жизненно важной гуманитарной помощи на север Сирии (напомним, что 19 февраля Россия заблокировала принятие Совбезом ООН резолюции по прекращению огня в Идлибе).
Такой же позиции по происходящему в Идлибе придерживаются и Соединенные Штаты. 21 февраля Комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США направил письмо госсекратарю Майклу Помпео с требованием применить санкции против России из-за эскалации в Идлибе. В своем заявлении от 25 февраля Помпео обвинил Россию в «циничной поддержке режима Асада» и уточнил, что администрация Трампа «работает совместно с Турцией для изучения того, что можно сделать совместными усилиями».
В условиях тупика политического диалога с Россией по Идлибу Эрдоган призвал Евросоюз оказать содействие: 5 марта в Стамбуле должна пройти встреча глав четырех государств – Турции, России, Франции и Германии. Предварительно лидеры европейских стран дали согласие на проведение консультаций. Понятно, что Париж и Берлин планируют выступить в роли посредника для сведения за столом переговоров Путина и Эрдогана.
Однако, как уточнил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «в настоящий момент прорабатывается встреча президентов Путина и Эрдогана в Москве 5 или 6 марта».
комментарии(0)