Пакистанский президент Ариф Алви отбывает в Китай. Фото со страницы правительства Пакистана в Twitter |
По сообщениям пекинских СМИ, в ходе переговоров председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что Китай готов приложить еще больше усилий для сдерживания распространения коронавируса в глобальном масштабе. При этом Пекин продолжит оказывать разностороннюю помощь и поддержку Исламабаду. В частности, в ходе визита обе страны подписали Меморандум о взаимопонимании, касающийся создания двух новых совместных рабочих групп в рамках широко разрекламированного Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК). Одна – по сельскому хозяйству, другая – по науке и технике. По словам министра по планированию, развитию и частным инициативам Пакистана Асада Умара, этот меморандум – свидетельство перехода к новому этапу партнерства в рамках КПЭК. Ведь его первый этап был направлен главным образом на сооружение инфраструктурных объектов.
По иронии судьбы коронавирус обнажил изъяны в КПЭК, который связывает Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР с пакистанским портом Гвадар на Аравийском море. В этот проект, ставший витриной глобальной китайской инициативы «Один пояс – один путь», Пекин обязался вложить 62 млрд долл. Он задумывался как комплексная магистраль, нацеленная на создание различных инфраструктурных объектов, включая сеть портов, автомобильных и железных дорог, трубопроводов, а также особых экономических зон.
И вот через семь лет завершено и готово к эксплуатации менее трети объектов, а фактические инвестиции едва достигли 19 млрд долл. И поскольку реализация КПЭК зависит в первую очередь от рабочей силы, оборудования и кредитов Китая, то карантин, запрет поездок для граждан КНР и другие ограничения в связи с пандемией COVID-19 привели к тому, что планы строительства застопорились.
Бывший главный советник госсекретаря США по Азии Дэниэл Рассел предсказывает в газете South China Morning Post, что коронавирус не нанесет смертельного удара по «Одному поясу – одному пути». Однако он вынудит такие страны, как Пакистан, по-новому оценивать риски, к которым ведет экономическая зависимость от гигантского соседа на севере.
Многие китайские инженеры и рабочие, уехавшие домой на празднование Нового года по восточному календарю, не смогли вернуться в Пакистан. Бывший председатель парламентского комитета по КПЭК выразил обеспокоенность в связи с задержкой возобновления их работы, поскольку это в одних случаях остановило, в других – замедлило реализацию проектов.
Как ожидается, все это в конечном счете негативно отразится на пакистанской экономике. Ее рост и так в прошлом году снизился более чем вдвое по сравнению с 2018-м. Дефицит бюджета достиг 8,9% ВВП и стал рекордным за всю историю страны, сокрушается пакистанское информационное агентство Dawn. Пакистан не справляется с выплатой внешнего долга, немалую часть его составляют выданные КНР кредиты, условия которых неизвестны. Хотя Пекин настаивает на том, что его проекты в Пакистане прибыльны и сбалансированы, Имран Хан, ставший премьер-министром в 2018 году на антикоррупционной платформе и критиковавший дорогостоящие инфраструктурные контракты, подписанные с Китаем предыдущими правительствами, фактически унаследовал экономическую катастрофу. Чтобы решить проблему, правительство сократило импорт, обесценило национальную валюту, сократило расходы и повысило налоги.
Кроме того, оно было вынуждено обратиться за помощью к Международному валютному фонду. В июле 2019 года управляющий совет МВФ одобрил кредитную программу для Пакистана на сумму 6 млрд долл. Но сейчас Министерство финансов США работает с МВФ с целью добиться полной прозрачности долгов стран, в том числе Пакистана, в рамках инициативы «Один пояс – один путь» и обеспечить, чтобы его средства не использовались для погашения задолженности перед Китаем, заявил на днях министр финансов Стивен Мнучин.
С другой стороны, даже если китайский персонал в массовом порядке вернется в Пакистан, возникнет серьезная угроза того, что он может быть носителем латентного коронавируса. По словам Салахуддина, специалиста по инфекционным заболеваниям в Университетской больнице в Карачи, СOVID-19 в Пакистане может распространиться как лесной пожар, поскольку в стране нет достаточных мест для соблюдения карантина. Не говоря уже о том, что там отсутствуют даже самые элементарные средства для профилактики и лечения пандемии. Инфекционист предсказывает высокую смертность, поскольку многие пакистанцы страдают от диабета, туберкулеза и других заболеваний.
Вполне логично, что в Исламабаде решили закрыть перевал Хунджераб, который связывает Пакистан с провинцией Синьцзян через КПЭК, чтобы вирус не проник из Поднебесной. Раджа Рашид Али, секретарь Министерства здравоохранения провинции Гилгит-Балтистан, заявил, что он рекомендовал Министерству иностранных дел Пакистана не открывать границу с Китаем. Пакистанцы боятся заразиться, в стране наблюдаются антикитайские настроения.
Кстати, распространение коронавируса уже нанесло удар по внешней торговле Пакистана. Ранее Исламабад зарабатывал относительно приличную иностранную валюту благодаря экспорту текстиля, особенно джинсовой ткани, в США и страны Европы. Теперь Пакистан может лишиться части бизнеса из-за конкурентов, так как он сильно зависит от поставок из Китая швейных нитей, красителей, аксессуаров и даже упаковки.
комментарии(0)