Антониу Гутерриш призвал собрать 2 млрд долл. на борьбу с пандемией. Фото UN Photo
Ситуацию с бушующим по всему миру коронавирусом в минувший четверг впервые обсудили на заседании Совета Безопасности ООН. Заседание, которое прошло онлайн и в закрытом режиме, запросили девять непостоянных членов СБ (Бельгия, Вьетнам, Германия, Доминиканская Республика, Индонезия, Нигер, Сент-Винсент и Гренадины, Тунис и Эстония).
В начале виртуальной встречи генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш проинформировал участников о том, что инфекция поразила более 1,5 млн человек, убив 90 тыс. в более чем 200 странах. «Пандемия представляет собой значительную угрозу для поддержания международного мира и безопасности, потенциально приводя к росту социальных беспорядков и насилия, которые значительно подорвали бы нашу способность бороться с этой болезнью, – цитирует его Reuters. – Задача Совбеза ООН – разработать план мер по смягчению последствий пандемии. Это борьба одного поколения – и смысл существования самой Организации Объединенных Наций».
Недостаточная готовность мирового сообщества, которая проявилась в просчетах в борьбе с пандемией, позволяет выдвинуть гипотезу о том, что террористические группы могут беспрепятственно предпринимать акты устрашения с использованием биологического оружия, предупредил Гутерриш. По его словам, негосударственные игроки, наблюдая слабость системы противостояния биологическим угрозам, с помощью доступа к штаммам опасных вирусов способны спровоцировать событие, сопоставимое по масштабам с нынешней тяжелейшей ситуацией.
Заседание СБ состоялось по прошествии ровно 100 дней с момента, когда мир узнал о первом случае неизвестного ранее коронавируса. За этот период на тему пандемии успели высказаться G20 и G7, ЕС и Африканский союз, не говоря уже о главах государств и правительств. Тем загадочнее выглядело упорное молчание Совбеза, который по идее должен нести главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Формальные объяснения – мол, СБ отвечает за безопасность, а пандемии относятся к компетенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – представляются малоубедительными. Тем более что опыт участия в противодействии опасным заболеваниям у Совбеза есть. Достаточно вспомнить принятую им четверть века назад резолюцию 1308 по борьбе со СПИДом или одобренную в 2014 году резолюцию 2177 по борьбе с эпидемией Эболы. Эти документы позволили организовать спецмиссии ООН по чрезвычайному реагированию, мобилизовать финансовые и административные ресурсы, создать специализированные фонды и государственно-частные партнерства, мотивировать глобальные и региональные банки развития, дать дополнительные возможности ВОЗ и т.д.
Сегодня многие дипломаты возлагают вину за бездействие Совбеза на США и Китай. Пекин возражал против вмешательства, утверждая, что ситуация с пандемией не входит в мандат СБ. Вашингтон настаивал на том, чтобы любые решения затрагивали и происхождение выявленного еще в прошлом году в Ухане вируса, что вызывает недовольство Китая.
«Это неправильная позиция – прямо сейчас дискутировать о названии вируса. Это COVID-19… и это угроза международному миру и безопасности, и Совет Безопасности должен был заявить об этом раньше», – цитирует Reuters высокопоставленного европейского дипломата, пожелавшего сохранить анонимность.
Постпред Китая при ООН Чжан Цзюнь заявил, что СБ должен положить конец любым актам стигматизации и политизации. «Президент США Дональд Трамп, который называет коронавирус китайским вирусом, разжигает негативное отношение. Но чтобы преодолеть этот глобальный вызов, нам нужны солидарность, сотрудничество, взаимная поддержка и помощь, в то время как поиски козла отпущения никуда нас не приведут», – подчеркнул Чжан.
«Сейчас за каждым из нас в Совете следит весь мир, и мы должны действовать, чтобы спасти жизни, – парировала постпред США Келли Крафт. – Самый эффективный способ сдерживания пандемии – тщательный, основанный на научных принципах сбор данных и анализ происхождения, характеристик и особенностей распространения вируса».
После дистанционного заседания было опубликовано весьма скупое заявление в поддержку усилий генсека ООН по борьбе с «потенциальными последствиями пандемии COVID-19 в странах, где идут конфликты». Хотя СБ мог бы принять и резолюцию в поддержку призыва Гутерриша прекратить боевые действия по всему миру, а также выступить за расширение доступа к гуманитарной помощи и призвать придерживаться скоординированного международного подхода в борьбе с пандемией. Именно так оценил итоги виртуального заседания постпред Бельгии при ООН Марк Пекстин де Бюйтсверве.
Как бы то ни было, Гутерриш поставил цель собрать 2 млрд долл. на борьбу с коронавирусом в «самых уязвимых странах». Туда в рамках гуманитарного плана реагирования будут доставлять медикаменты и лабораторное оборудование для тестирования на вирус. В населенных пунктах и лагерях для беженцев будут установлены станции для мытья рук. Предполагается создание хабов в Азии, Африке и Латинской Америке для перемещения гуманитарных работников и медоборудования туда, где они больше всего нужны.
«Развивающиеся страны сталкиваются с огромными сложностями, поэтому им нужно оказывать помощь в первую очередь, – указал постпред России при ООН Василий Небензя. – ООН – лучшая платформа для координации такой помощи». В этом контексте он призвал снять многосторонние или односторонние принудительные меры и санкции, наложенные в обход ООН в отношении развивающихся стран. «Мы не должны одной рукой помогать кому-то, а другой – вредить», – заявил Небензя, слова которого приводит пресс-служба постпредства РФ при ООН.
Дипломат также призвал «большую двадцатку» сыграть ведущую роль в разработке плана по восстановлению мировой экономики после вызванного пандемией шока. Как предрек президент РФ Владимир Путин в ходе недавнего виртуального заседания G20 под председательством Саудовской Аравии, «текущие проблемы, связанные с пандемией нового коронавируса, обернутся более масштабными потрясениями, чем финансовый кризис 2008–2009 годов, а торговые конфликты и санкции усугубляют рецессию». Он призвал страны отказаться от принципа «каждый сам за себя» и взаимодействовать как в экономической сфере, так и в вопросах создания вакцин и лекарств. Такая позиция нашла отражение в итоговом заявлении «двадцатки», которая пообещала вливания в мировую экономику общей суммой более 5 трлн долл.
В четверг глава МВФ Кристалина Георгиева предсказала крупнейший за почти 100 лет экономический кризис. «COVID-19 подорвал наш общественный и экономический порядок с молниеносной скоростью и в таких масштабах, которых не было на нашей памяти, – сказала она. – В действительности мы предвидим худший экономический спад со времен Великой депрессии». Грядущий кризис «не знает границ», и от него пострадают все, добавила она.
Согласно прогнозу МВФ, если пандемия сойдет на нет во второй половине 2020 года, то частичное восстановление экономики может начаться в 2021-м. Однако это будет зависеть от ряда факторов и, что особенно важно, от решений и действий, которые принимаются сегодня.
Как стало известно «НГ», в ближайшие дни ВОЗ представит новую стратегию борьбы с COVID-19. Она включает пять ключевых элементов: мобилизацию всех слоев общества; контроль над отдельными и кластерными заражениями; сдерживание передачи вируса там, где она уже происходит; снижение смертности за счет более эффективного лечения; разработка вакцин и лекарств.
комментарии(0)