В ходе саммита Россия–Африка Москва списала долги странам континента на 20 миллиардов долларов. Фото фонда «Росконгресс»
Стало уже обыденным явлением, что чем больше проблем у человечества на национальном уровне и чем жестче нужно принимать меры для их решения, тем все больше находится желающих оказать помощь кому-то на стороне. То Афганистану с 2001 года оказали разного содействия на 7 трлн долл., а в результате получили продолжающуюся гражданскую войну, рост производства наркотиков и бесконечные выборы для того, чтобы править не дальше границ периметра центра столицы страны.
Потом настал черед «помогать» Ливии и Сирии. В Ливии чем больше ей помогали извне, тем больше там становилось хаоса. Сирию сначала развалили, а теперь на ее восстановление скидывается то ООН, то гуманитарные и правительственные организации. Причем скорее всего толку от этой помощи не будет либо вовсе никакого, либо она приведет к еще большим проблемам и для самой Сирии, и для ее соседей.
А еще есть Африка, бесконечная и удивительная по своей сути помощь которой оказывается на протяжении десятков лет. Но чем больше в денежном эквиваленте ее оказывают африканским странам, тем они становятся беднее, а экономический рост континента стабильно замедляется.
Мне доводилось много сталкиваться с таким явлением, как «международная помощь» и самой Африке, и другим бедным странам. Обычно подобный процесс шел через многочисленные международные и неправительственные структуры. Однако всегда и везде результат был одинаков: такая помощь оказывалась помогающими приоритетно в собственных интересах. Помогали все заботящиеся об Африке всегда исключительно сами себе, и само явление такой помощи со времен знаменитого Плана Маршалла было поставлено на коммерческую основу.
Среди наиболее «помогающих» в мире другим – страны, которые никогда не имели колоний (США, Россия, Китай, Индия), но которые в силу своего статуса ведущих держав считают это необходимым. Только в Соединенных Штатах существует более полутора тысяч различных организаций, занятых помощью Африке. Плюс есть еще государственные структуры по типу USAid, которые ежегодно отчитываются перед спонсорами, чем они конкретно помогли народам Черного континента.
Сейчас больше всего помощи в денежном эквиваленте от Соединенных Штатов в Африке получает Эфиопия, а от стран Европы – Марокко. В то же время, согласно данным ООН, самая зависимая от внешней помощи страна Африки – Бурунди, а общий объем помощи, получаемый всеми африканскими государствами в год, составляет 150–155 млрд долл. Однако деньги уходят в какую-то бездонную прорву. Задолженность стран континента все время растет, а как начинается очередной мировой кризис (типа нынешнего коронавирусного), так президенты стран Африки требуют от ведущих западных государств, Китая и России списывать ими все взятое ранее в долг (последний такой призыв озвучил недавно президент Сенегала).
Разумеется, подобная помощь приветствуется африканскими правящими элитами, которые уверены – США и европейские страны просто обязаны им помогать. Якобы эта помощь снизит число мигрантов, которые сотнями тысяч каждый год просачиваются через моря и океаны в поисках лучшей жизни.
Но не остаются в стороне и те страны, которые к Африке никогда и никакого отношения не имели. Так, Япония помогает странам континента по конкретным просьбам и проектам, не позволяя местным чиновникам даже прикасаться к финансовым средствам, выделяемым для этого из Токио. Поэтому африканские лидеры не особо приветствуют помощь, которая лично им прибыли не приносит.
Столь широко освещаемая тема помощи Африке Китаем не упоминает главного: Пекин на Черном континенте помогает прежде всего себе. При этом ничего сравнимого с Китаем в сооружении объектов инфраструктуры никто в мире возводить там не в состоянии. Китайцы все строят, роют, добывают и сооружают за свой счет и оставляют африканцам. Но многими объектами они сами владеют и получают немалые доходы от добычи полезных ископаемых, которыми власти африканских стран расплачиваются с китайской стороной. Неудивительно, что США и другие западные страны обвиняют Китай в том, что он завлекает своих партнеров в Африке в долговую кабалу. Они вынуждены отдавать в залог рудники, порты и другие активы.
На этом фоне несколько странной выглядит форма нынешней помощи России Африке, которая оказывается, как в советские времена, в основном безвозмездно. Здесь надо разделять как поставки того же оружия, за которое африканские страны либо вообще никогда не заплатят, либо получают такой кредит, что поставки становятся фактически бесплатными (хотя оружие в виде помощи – услуга более чем сомнительная), так и поставки продуктов питания и сельхозпродукции через различные механизмы международных организаций.
Во время прошлогоднего саммита Россия–Африка в Сочи странам континента были списаны их долги Москве на сумму 20 млрд долл. Статьи и официальные документы на этот счет тут же выпустили различные ассоциации, в которых подобное решение полностью оправдывалось. И утверждалось, будто африканские страны все равно бы долги никогда не отдали, а вот «добрым жестом» их якобы можно побудить активнее допускать к себе российские компании для осуществления новых выгодных обеим сторонам проектов.
В апреле с.г. Россия выделила 10 млн долл. на борьбу с саранчой и сопутствующим ей голодом для таких стран, как Судан, Эфиопия, Уганда и Кения. Причем деньги выделены в распоряжение международной организации World Food Program, где эти средства благополучно растворятся без какой бы то ни было российской персональной привязки (мне, как распределяется продовольствие в Африке именно этой организацией, хорошо известно).
Учитывая сохраняющуюся моду на помощь Африке, выделю три принципиальных момента, которые ее олицетворяют. Во-первых, лучшим содействием со стороны всех «помогающих» было бы прекращение натурального грабежа Африки. А для этого ее надо освободить от неравноправных торговых соглашений. Только стоимость импортируемых из Африки кофе и чая более чем в четыре раза ниже той себестоимости, которая затем закладывается в поставляемые туда западными странами и КНР товары длительного пользования.
Второй эффективный инструмент грабежа Черного континента – так называемые инвестиции, о которых говорил на саммите Россия–Африка каждый африканский лидер. Но никаких инвестиций в Африку, за исключением Китая, все эти годы не было. Это в советские времена в Африке наши специалисты соорудили металлургический комбинат в Аджакуте (Нигерия), Асуанскую плотину (Египет) и еще несколько промышленных объектов. Но СССР давно нет, а за это время никаких крупных промышленных объектов Россией в Африке не строилось. Что касается ведущих западных стран, то Африка нужна им для того, чтобы держать под контролем.
Самая же важная составляющая помощи – это не позволять африканским лидерам вывозить миллиарды долларов, заработанных странами от продажи сырья и сельхозпродукции, прежде всего в Европу (в Америке и Канаде они это делать побаиваются). Ведь только в Париже 18 глав африканских государств (из 54) имеют личную собственность. Во многих этих зданиях я бывал, и все это – настоящие дворцы и поместья неслыханной роскоши, а приобретены они на фактически украденные у африканских народов средства. Если все это заморозить или конфисковать, никакой помощи Африке на десятилетия вперед не потребуется.
Не будем забывать и о помощи Африке по линии международных организаций. Вот только как показывает практика, большая часть этой помощи банально разворовывается на местах (это о деньгах, которые Россия выделяет на помощь для борьбы с голодом в Восточной Африке, а теперь у нее просят помощи еще и в борьбе с последствиями коронавируса) и через пару дней после доставки оказывается на местных рынках и в розничной торговле.
Главная же проблема помощи Африке и другим континентам состоит в том, что в современных «рыночных» условиях ее оказание – это удобная возможность обогатиться любому, кто под эту «помощь» сможет списать все, что имеет материальную ценность, – оборудование, продовольствие, оружие и много денег. Ведь не случайно африканские президенты, прибывающие со свитой на различные саммиты «помощи и взаимовыгодного сотрудничества» с Россией, США, Европой, Китаем и Японией, просят только одного – «Помогите Африке!».
комментарии(0)