Фото Carl Court/Getty Images
После снятия режима чрезвычайного положения (ЧП) в Японии происходит ослабление введенных с ним ограничений. Например, с нормами числа лиц, находящихся в одном помещении, в том числе и на работе. За три месяца ЧП многие работодатели выяснили, что ряд сотрудников могут выполнять свои обязанности через интернет, создавая рабочее место в компьютере. Именно рабочее место, удаленная работа, «удаленка», а не онлайн-бизнес, например онлайн-магазин.
Администрации многих корпораций пришли к выводу, что и после полной победы над пандемией следует оставить удаленную работу. Это станет одним из элементов перестройки, направленной на повышение эффективности управления персоналом.
С конца 1990-х Япония отстала от США и Европы по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это обусловлено глубоко укоренившейся в стране корпоративной культурой, пожизненным наймом, оплатой по отработанному времени. Многие руководители компаний с трудом представляют, как можно работать, связываясь через интернет, считает старший научный сотрудник Японского центра производительности труда Ясухиро Киути. По его мнению, необходимо фундаментальное переосмысление японской культуры трудоустройства.
Действующая с 1950-х годов в Японии система занятости, обеспечивавшая развитие производства, ориентированного на экспорт и стабильный рост ВВП, устарела и требует реформирования, по крайней мере отказа от пожизненного контракта. Опросы показывают, что выпускники вузов, принятые в крупные корпорации, уже сами не рассчитывают работать в них более 10 лет.
В борьбе за получение любого возможного преимущества в передовых технологиях, таких как искусственный интеллект, глобальные компании конкурируют за талантливых молодых работников независимо от национальности. Исходя из этого, Хироаки Наканиси, президент Федерации экономических организаций Японии, отмечает, что «зарплата работников высокой квалификации в Японии сравнительно с конкурентами ниже. Ее следует определять по заслугам на рабочем месте, и это привлечет отличных работников и предотвратит отток талантов из Японии».
Важность перехода к отказу от уравниловки и повышению заработной платы за выслугу лет признается и в опубликованной в 2019 году правительством «Белой книге» по экономике и финансам. Ее составители считают, что традиционная практика занятости в японских компаниях может привести к запоздалой их реакции на технический прогресс.
Жизнь побуждает бизнес переходить на новые формы оплаты труда и организации работы, что показывает опыт прохождения Японией пандемии COVID-19 и внедрения удаленной работы. Несмотря на снятие карантина, руководство корпорации Hitachi сообщило, что ее сотрудники будут ходить в офис только один-два раза в неделю. При этом предусматриваются выплаты каждому работнику 3 тыс. йен в месяц, чтобы компенсировать расходы на отопление и освещение, понесенные при работе на дому в июне. Корпорация намерена покрывать расходы на приобретение оборудования и мебели, необходимых при удаленной работе.
В разной форме удаленную работу внедряют и другие бизнес-структуры. 8 июня корпорация LINE ввела в тестовом режиме систему, по которой все ее сотрудники будут приходить в офис раз в неделю. И здесь ставится цель получить данные и опыт для внедрения новых режимов работы, которые будут способствовать ее эффективности и достижению больших результатов.
Менеджмент Fujitsu Ltd. уже объявил сотрудникам, что планируется ввести удаленную работу как основной вид офисной работы и число приходящих в офис работников будет сокращено до 25%.
Многие средние японские компании составили на июнь графики работы сотрудников в офисах по дням недели и времени присутствия в течение дня. Ряд корпораций и компаний, в том числе промышленные, такие как Nissan Motor Co., Sumitomo Corp., также рекомендовали сотрудникам работать дома, получив согласие руководства. Страховые и другие компании, служащие которых во многом работают с клиентами на местах, в основном лицом к лицу с клиентами, стремятся шире использовать возможности интернета даже, казалось бы, в мелочах. Например, для планирования маршрутов выхода сотрудников не из офиса, а непосредственно из дома.
Удаленная работа оказывает влияние и на многие сферы бизнеса. Неизбежно снижение спроса на офисные помещения. По данным одной из офисных брокерских компаний, в пяти ее отделениях в центре Токио в апреле уже наблюдался рост доли вакантных помещений. Клиенты свернули переговоры по новым контрактам. По прогнозам институтов социальных проблем, если переход на удаленную работу продолжится, доля вакантных офисов в городских районах с нынешних менее 0,5% может вырасти почти до 15%.
Согласно опросу, проведенному администрацией Токио, на конец апреля 62,7% зарегистрированных в столице компаний в той или иной мере ввели удаленную работу своих сотрудников, что в 2,6 раза больше, чем в марте. Более детальный опрос-исследование был проведен Японским центром производительности труда с 11 по 13 мая среди 1,1 тыс. граждан по всей стране, работавших удаленно. Свыше 60% выразили желание работать так после конца пандемии. Однако, что касается эффективности работы, лишь 30% респондентов сказали, что эффективность возросла. Большинство (41,4%) ответили, что она «немного снизилась» и 24,8% – что «снизилась». Главной причиной снижения эффективности работы называлось то, что «многое невозможно решать в онлайновом обмене материалами и данными, которые можно просматривать только в офисе»; что это весьма разные «коммуникационные среды» – в офисе и дома. Но это решаемые проблемы.
С другой стороны, больше факторов, говорящих в пользу удаленки. Проведенный в январе опрос жителей Токио показал, что добрая половина из них хотели бы жить в сельской местности. Во время карантина маятниковые поездки на работу в Токио из дальних пригородов были затруднены. Как считает Токуми Одагири, эксперт по региональному развитию, профессор университета Мэйдзи, если удаленная работа снижает частоту поездок на работу в мегаполис, то проживание в пригородах стало более привлекательно.
комментарии(0)