Джозеф Байден поблагодарил мексиканскую диаспору в штате Невада за поддержку на президентских выборах. Фото Reuters
Одним из внешнеполитических последствий победы Джозефа Байдена на президентских выборах в США станет корректировка курса (по форме и содержанию) в отношении латиноамериканских стран.
Миллионы выходцев из Латинской Америки внесли ощутимый вклад в успех кандидата Демократической партии. И Байден не может не учитывать это обстоятельство. В еще большей степени на политику 46-го хозяина Белого дома повлияют неутешительные итоги латиноамериканского курса Дональда Трампа, который в свойственной ему безапелляционной манере сумел в межамериканских отношениях ухудшить почти все, что можно было ухудшить. Не случайно влиятельный орган латиноамериканских деловых кругов журнал America Economia накануне выборов писал: «Для США, Латинской Америки и всего мира будет лучше, если Трамп потерпит поражение (желательно с разгромным счетом) и покинет Белый дом. Тем самым будет положен конец самому хаотичному и злополучному президентскому правлению в американской истории».
Принято считать, что Трамп до предела снизил интерес Вашингтона к Латинской Америке, вытеснил регион на периферию американских политических и экономических приоритетов. Это так и не так. С одной стороны, президент-республиканец «не баловал» латиноамериканцев своим вниманием, за последние семь десятилетий он стал единственным лидером США, ни разу (!) не посетившим регион со специальным визитом. Исключение составило участие Трампа в совещании «двадцатки» в Буэнос-Айресе в конце 2018 года, к межамериканским делам не имевшем касательства. Проигнорировал он и VIII саммит Америк в Перу (апрель 2018 года), хотя участие в этих встречах, периодически собирающих глав государств и правительств всех 35 независимых стран Западного полушария, считается в Вашингтоне «хорошим дипломатическим тоном».
Вместе с тем Трамп продемонстрировал завидную активность, настаивая на возведении стены на границе с Мексикой, ужесточая политику в отношении мигрантов и добиваясь пересмотра (в свою пользу) условий интеграционного соглашения с этой страной и Канадой – NAFTA. Буквально с первых дней его пребывания в Белом доме в фокусе внимания Трампа находилась Венесуэла, ставшая объектом политико-экономического давления в традициях политики «большой дубинки». Под дамокловым мечом протекционистских мер и угроз введения торговых санкций оказались Аргентина и Бразилия. Почти полному пересмотру подвергся проложенный Бараком Обамой курс на нормализацию отношений с Кубой, а недружественные акции в адрес правительства Даниэля Ортеги в Никарагуа замкнули кризисную дугу в Карибском бассейне, максимально накалили геополитическую атмосферу в этом районе мира.
Стремление доминировать, навязывать свою волю, не принимать в расчет интересы партнеров, создавать конфликтные ситуации и множить настроения непредсказуемости и неуверенности – все эти черты латиноамериканской политики Трампа стали тем наследием, от которого Байден должен будет избавляться в русле объявленного им возвращения к «нормальному внешнеполитическому курсу».
О чем же может идти речь применительно к Латинской Америке? Какие элементы латиноамериканской политики Вашингтона будут пересмотрены новой администрацией, а какие сохранятся?
Прежде чем ответить на эти вопросы, подчеркнем, что Байден располагает максимальным из всех американских президентов за всю историю США опытом работы на латиноамериканском направлении. Возможно, свою роль сыграла принадлежность Байдена к католической церкви, Латинская Америка – самый католический регион мира. (Вспомним другого президента-католика Джона Кеннеди и его «Союз ради прогресса».) Как бы то ни было, интерес к Латинской Америке, зародившийся еще в его бытность сенатором и председателем комитета по международным отношениям, в полной мере реализовался, когда Байден стал в 2009 году вице-президентом и восемь лет фактически руководил реализацией в регионе внешнеполитической стратегии Обамы.
Сторонники Байдена обычно записывают в его внешнеполитический актив видную роль в разработке и осуществлении так называемого плана Колумбия (2000−2015) – масштабной программы американской финансовой и военной помощи колумбийским властям для борьбы с местными наркокартелями и левыми вооруженными группировками. Характерно, что одним из последствий реализации плана явилось проведение в Колумбии неолиберальных рыночных реформ, что позволило подписать американо-колумбийский договор о свободной торговле и в целом укрепить экономические связи между двумя странами. В итоге Богота стала одним из наиболее близких партнеров Вашингтона к югу от Рио-Гранде.
Основываясь на латиноамериканском опыте Байдена, его «команда» сформулировала некоторые приоритеты будущего курса, в том числе:
-→подключение латиноамериканских государств к осуществлению программы опережающего развития «чистой энергетики» (возобновляемых источников энергии), которая должна включить в себя все страны Западного полушария: от Канады до Чили;
-→пересмотр (в сторону либерализации) жесткой иммиграционной политики, проводимой администрацией Трампа и вызывающей острое недовольство южных соседей;
-→поощрение притока частных инвестиций в Латиноамериканский регион, выделение дополнительных ресурсов в размере 4 млрд долл. для экономической помощи странам так называемого Северного треугольника Центральной Америки – Гватемалы, Гондураса, Сальвадора (оттуда в США направляются основные караваны эмигрантов);
-→ужесточение санкций в отношении руководящих деятелей венесуэльского режима, скрывающих, по мнению американских спецслужб, свои активы в странах Латинской Америки, Европы и в США;
-→использование факта проведения в 2021 году IX саммита Америк в США для укрепления межамериканских связей, реанимации подорванных Трампом многосторонних механизмов взаимодействия и на этой основе восстановление лидирующей роли Вашингтона в Западном полушарии.
Указанные подходы вполне можно воспринять в качестве «доктрины Байдена», которая будет определять стратегию действий Вашингтона на латиноамериканском векторе. Ее внимательный анализ подводит к мысли, что победа Байдена коренным образом не изменит места Латинской Америки на шкале международных приоритетов США, но в ряде областей можно ожидать заметных подвижек.
Как отмечалось на сайте президентской формулы Байден-Харрис под названием Build Back Better, главное внимание новая администрация уделит четырем проблемам: борьбе с пандемией COVID-19, восстановлению экономики, достижению расового равенства и вопросам, связанным с изменением глобального климата. К этому перечню следует добавить геополитическое соперничество с Китаем. Исходя из такой иерархии интересов, логично ожидать активизации латиноамериканской политики Вашингтона на трех магистральных направлениях: интенсификация межамериканских торгово-экономических связей, вовлечение стран региона в международные усилия по защите окружающей среды, создание заслонов для экспансии Пекина в Латинской Америке.
Невооруженным глазом видно, что в каждом случае существуют свои подводные камни, способные помешать реализации намеченных планов. Например, значительный рост экономических обменов сомнителен по двум главным причинам. Во-первых, за прошедшие два десятилетия ведущие латиноамериканские страны совершили поворот в сторону динамичных азиатских рынков и нереалистично ожидать отхода от этой линии. Во-вторых, в регионе окрепли позиции собственных транснациональных компаний, включившихся в глобальную конкурентную борьбу, в том числе с корпорациями США. Что касается защиты окружающей среды, то, как показала болезненная реакция президента Жаира Болсонару на международную критику положения дел в Амазонии, педалирование этого вопроса легко может вызвать серьезные трения с Бразилией. Бесперспективными представляются и попытки радикально ограничить продвижение в регион китайского бизнеса. Называя вещи своими именами, Вашингтон упустил момент, когда это еще можно было сделать. Теперь поезд ушел.
Противоречиво будут складываться отношения с Мексикой – ключевой для США страной в регионе. Здесь просматриваются как возможности сближения, так и точки расхождений. Потенциал сотрудничества виден в более конструктивном подходе демократов к проблеме незаконной миграции, их отказе от строительства новых пограничных стен. Что касается разногласий, то они лежат в чувствительной сфере двусторонних торгово-экономических связей, где конкурентные преимущества Мексики (существенно более низкая заработная плата, оставляющая множество лазеек налоговая система, невыполнение обязательств по защите окружающей среды и т.д.) вызывают недовольство американского бизнеса и влиятельных профсоюзов. Конфликтная ситуация складывается и в важнейшей энергетической области: мексиканские власти усиливают позиции государственных предприятий, теснят частные американские компании, делают ставку на расширение добычи ископаемых углеводородных энергоносителей, тогда как администрация Байдена будет поддерживать свои корпорации и отдавать предпочтение альтернативным видам энергии, распространяя эту практику на латиноамериканские страны.
Таким образом, концепция Байдена может быть реализована лишь частично и по большей части создаст лишь оптический эффект перемен. Вряд ли 46-му президенту США удастся слепить качественно новую межамериканскую реальность.
комментарии(0)