0
14940
Газета Интернет-версия

13.12.2020 14:49:00

Попытки прекратить диалог с ЕС навредят интересам России

В этом убежден посол Европейского союза в Российской Федерации Маркус Эдерер

Тэги: маркус эдерер, интервью, европсоюз, ес


маркус эдерер, интервью, европсоюз, ес Маркус Эдерер считает, что нормализации отношений России с ЕС должна предшествовать их стабилизация. Фото РИА Новости

Отношения России со своим крупнейшим внешнеэкономическим партнером – Евросоюзом – достигли низшей точки. О том, почему стороны оказались в столь удручающей ситуации и как ее можно было бы исправить, Маркус ЭДЕРЕР рассказал ответственному редактору «НГ-дипкурьер» Юрию ПАНИЕВУ.

Господин посол, глава МИД РФ Сергей Лавров уже дважды за последнее время говорил о том, что Россия может прекратить диалог с Евросоюзом, если в Брюсселе не осознают необходимость взаимного уважения между партнерами. Как в Евросоюзе восприняли угрозу Москвы перестать общаться?

– Я считаю, что ЕС не занимать уважения к России, ее народу и ее богатой культуре. Мы соседи, связанные географией, историей, общими интересами и исторически сложившимися связями между людьми. Но раз уж речь зашла об уважении, нам представляется, что имеют место случаи непроявления уважения со стороны российских властей к суверенитету и территориальной целостности своих соседей, к международному праву, в частности к Конвенции о запрещении химического оружия, а также к европейским принципам и ценностям, закрепленным в Европейской конвенции по правам человека. И это определенно привело к серьезной утрате доверия со стороны Евросоюза или же, если цитировать министра иностранных дел Лаврова, с обеих сторон.

Кроме того, я не думаю, что размышления Сергея Лаврова о перспективе приостановления диалога с ЕС предполагались угрозой. Угроза кому и чему? Угроза в адрес ЕС была бы расценена как неуважение и, возможно, стала бы контрпродуктивной.

Мне в этой связи первым делом вспоминается то, что ЕС является крупнейшим торговым партнером России и с большим отрывом крупнейшим источником ее прямых иностранных инвестиций. То, что для россиян страны ЕС – самое популярное направление зарубежных поездок. И то, что на программе Erasmus российских студентов больше, чем из других стран мира. Мне также вспоминается, что только за последние пару месяцев представительство ЕС в России провело несколько крупных конференций: на темы сотрудничества в сфере здравоохранения, образования, экологии и совместной борьбы с изменением климата. Эти мероприятия привлекли тысячи российских участников, от высокопоставленных чиновников из правительства и Госдумы до представителей бизнеса, академического сообщества и других экспертных кругов, а также гражданского общества. Это явно свидетельствует о наличии у Евросоюза и России общих интересов и широком спектре сфер взаимодействия.

В диалоге, который идет между Брюсселем и Москвой, возможны разногласия. Но рискну предположить, что попытки его прекратить навредят и интересам самого прекращающего, и интересам людей, которые ожидают от властей обещанных достатка, безопасности, свободы и благополучия.

Представляя программу председательства Германии в ЕС во втором полугодии 2020 года, федеральный канцлер Ангела Меркель заявила о целесообразности ограничить отношения ЕС и России уровнем мирного сосуществования. Чем такой подход отличается от концепции пяти принципов в диалоге Брюсселя с Москвой, утвержденной в 2016 году?

– Я точно помню, что канцлер Меркель на самом деле сказала 27 мая на мероприятии Фонда им. Конрада Аденауэра. Во-первых, она говорила о своем пятнадцатилетнем опыте отношений с Россией в должности канцлера. Она не говорила о каком-либо ограничении отношений с Россией на будущее. Во-вторых, говоря о своем подходе к российско-германским отношениям, она использовала не устоявшийся немецкий перевод клише времен холодной войны «мирное сосуществование» (friedliche Koexistenz), а гораздо более теплое выражение. Она говорила о «friedliches Miteinander», которое на русский язык лучше перевести как «совместность».

Поэтому, в-третьих, да, я бы сказал, что подход канцлера Меркель вполне соответствует пяти руководящим принципам взаимодействия ЕС с Россией. Первый принцип заключается в выполнении Минских соглашений как главном условии любых существенных изменений позиции ЕС по отношению к России. Меркель, в свою очередь, отметила: «При отсутствии работы в рамках Минского процесса нам придется сохранить действующие санкции». Четвертый принцип говорит о необходимости выборочного взаимодействия с Россией в сферах, представляющих интерес для ЕС. Меркель сказала: «Председательство в Совете Евросоюза дает нам возможность придать нашим отношениям новый импульс. Это важно в таких вопросах, как Ливия, Сирия, защита от изменения климата и мировое здравоохранение».

На саммите ЕС 10 декабря были пролонгированы экономические санкции против России. Располагаете ли Вы информацией, сколько российских компаний и физических лиц находятся под соответствующими ограничениями, введенными в 2014 году и регулярно продлеваемыми?

– Индивидуальные ограничительные меры были впервые введены 17 марта 2014 года в ответ на серьезные нарушения российскими властями международного права в ситуации с Украиной, в частности в ответ на аннексию Крыма и неспровоцированную дестабилизирующую деятельность в восточной части Украины.

В настоящее время ограничительные меры применяются к 177 физическим лицам и 48 организациям. Эти целенаправленные ограничительные меры периодически пересматриваются с учетом ситуации с выполнением Минских соглашений или его отсутствием.

Насколько санкции отразились на уровне делового сотрудничества стран ЕС и России?

– Начиная с 2014 года товарооборот между ЕС и РФ сократился с 310 млрд евро в 2013 году до около 230 млрд в 2019-м. Однако причиной этому стали не только точечные ограничительные меры со стороны ЕС. Другим важным фактором стало снижение в этот период цен на сырьевые товары, в частности на энергоносители.

Явно недостаточное внимание уделяется тому факту, что россияне страдают в основном не из-за санкций ЕС, а из-за контрсанкций, наложенных Россией на сельскохозяйственную и пищевую продукцию. И проблема не только в том, что популярные и качественные товары производителей стран ЕС – от молочной продукции до фруктов, овощей и т.д. – исчезли c прилавков российских супермаркетов. Данные исследований четко указывают на то, что это эмбарго в сочетании с мерами импортозамещения привело к повышению цен для российских потребителей.

По вашему мнению, может ли Брюссель прислушаться к рекомендациям оппозиционера Алексея Навального ввести санкции против российских олигархов, близких к Кремлю?

– По делу Алексея Навального ЕС уже ввел ограничительные меры в отношении ряда российских фигурантов его отравления, призывая – пока что безрезультатно – к полному, справедливому и прозрачному расследованию этого преступления.

Данное покушение совершено в нарушение Конвенции о запрещении химического оружия. В этой связи подчеркну, что буквально на днях 58 стран – участниц ОЗХО призвали Россию привлечь к ответственности виновников применения химического оружия при попытке убийства Навального. Это показывает, что дело не в прихоти Евросоюза или пары его стран. Значительная часть международного сообщества считает, что это дело должно быть надлежащим образом расследовано, а преступление не должно остаться безнаказанным.

Это пример реакции ЕС на нарушения международного права – как в виде действий на международном уровне, так и при необходимости в виде прицельных ограничительных мер в отношении лиц, ответственных за конкретные правонарушения.

В ряде европейских стран в преддверии Рождества смягчаются ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Отразится ли это на открытии границ для россиян, желающих провести праздники в Европе?

– Как бы нам ни хотелось принять российских гостей на новогодние праздники в ЕС и на горнолыжных курортах этой зимой, не стоит строить нереалистичных ожиданий. Ситуация с COVID-19 остается проблемой по обе стороны границы, что подтверждается и запретом России на въезд граждан ЕС, и до сих пор действующим временным ограничением любых поездок, кроме крайне необходимых. Вы, безусловно, слышали, что внутри ЕС и на территории стран – членов ЕС действуют такие меры, как карантин, или аналогичные ему.

При этом стоит отметить, что обе стороны допускают исключения. Страны ЕС весьма широко подходят к трактовке этих ограничений в отношении всех граждан других стран, в том числе России. Россияне, которые учатся, проживают или имеют долгосрочный контракт на работу в странах ЕС, свободно въезжают и выезжают из ЕС.

Российская же сторона, несмотря на многочисленные попытки посольств стран ЕС достигнуть соблюдения принципа взаимности, пока не использует системный подход к смягчению правил въезда или возвращения в Россию таких категорий граждан ЕС, которые живут и работают здесь на долгосрочной основе, как, например, высококвалифицированные специалисты, студенты, журналисты и преподаватели.

На ваш взгляд, от чего зависит нормализация отношений ЕС с Россией на современном этапе?

– Путь к нормализации долог. ЕС с самого начала настаивает на том, что для существенных изменений в отношениях между ЕС и Россией необходим прогресс в том, что касается Минских соглашений и их реализации. Ввиду недостаточного продвижения в этом направлении и текущего состояния наших связей мне кажется, что нормализации отношений должна предшествовать их стабилизация. А для этого необходима смена тональности в публичной риторике. Обвиняющие противоположную сторону в «мегафонной дипломатии» активно прибегают к ней сами.

Хорошо было бы также начать с прекращения кампаний по дезинформированию и актов вмешательства, а также со словесного разоружения и поддержания открытыми каналов коммуникаций. Прекращение диалога, о котором вы спрашивали ранее, должно рассматриваться как явление, подрывающее все усилия по стабилизации, не говоря уже о нормализации отношений между ЕС и Россией.

Судя по публикациям в СМИ, ЕС намерен предложить новой администрации США во главе с Джозефом Байденом совместно действовать против авторитарных режимов. Подразумевается ли при этом Россия и какие в этом случае меры против нашей страны могут быть предприняты?

– Не знаю, о каких именно публикациях в СМИ идет речь. Но нет ничего нового в том, что Европейский союз поддерживает и продолжит поддерживать во всем мире демократию, права человека, верховенство права и многосторонний миропорядок, основанный на правилах. А это значит, что приглашение к сотрудничеству с ЕС открыто для всех заинтересованных сторон на планете, искренне разделяющих эти ценности и принципы.

Стратегическое трансатлантическое партнерство между Европейским союзом и Соединенными Штатами основано на общности интересов и ценностей. Это особенно важно ввиду необходимости реагировать на актуальные глобальные вызовы. Заседание Европейского совета 10 декабря не оставило сомнений в том, что ЕС заинтересован в совместной работе с США в особенности по таким направлениям, как усиление борьбы с пандемией COVID-19 во всем мире, противодействие изменению климата, наращивание усилий по экономическому восстановлению, сотрудничество в цифровых и технологических вопросах, укрепление взаимной торговли, урегулирование торговых споров, реформа Всемирной торговой организации и поощрение многосторонности, мира и безопасности. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1250
Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Эрдоган готов утолить снарядный голод США

Игорь Субботин

Поставки боеприпасов стали мостом между Вашингтоном и Анкарой

0
1284
ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

Данила Моисеев

Ученые призвали правительство и бизнес отнестись к рискам внедрения новых технологий осознанно

0
874
Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Варшава и Киев за Круглым столом с острыми углами

Валерий Мастеров

Межправительственные консультации конфликтующих стран не привели к ощутимым результатам

0
965

Другие новости