Во дворце короля Мухаммеда VI в Рабате прошли переговоры делегаций Марокко, Израиля и США. Фото со страницы Ави Берковица в Facebook
10 лет назад в Северной Африке началась арабская весна. Люди восстали против авторитаризма, коррупции и нищеты. Первые выступления произошли в Тунисе, затем перекинулись на другие страны. В Тунисе и Египте арабская весна привела к смене власти. В Алжире и Марокко власть пошла на некоторые уступки и устояла. Не столь масштабные выступления затронули также Мавританию и Судан. Больше всех не повезло Ливии, где до сих пор идет гражданская война.
В Северной Африке, как и в целом арабском мире, все взаимосвязано. Процессы в одной стране так или иначе затрагивают соседей.
Тунис
17 декабря 2010 года тунисец Мухаммед Буазизи, вынужденный зарабатывать на жизнь торговлей на рынке, совершил публичное самосожжение после конфискации полицейскими товара за отказ дать взятку. Этот шаг доведенного до отчаяния от безысходности и нищеты человека стал началом конца правления авторитарного президента Бен Али. Его режим под давлением народных протестов пал через 10 дней.
23 октября 2011 года тунисцы ринулись на избирательные участки для своих первых свободных выборов. Они надеялись на экономическое процветание и конец коррупции, верили, что хорошую работу можно будет получить без покровителей и денег. Но надежды не оправдались. Страна в экономическом кризисе, обострившемся из-за пандемии коронавируса. Безработица достигла 18%. В стране массовые протесты из-за отсутствия рабочих мест и сложной социально-экономической ситуации.
Но есть и положительные моменты – в Тунисе появилось гражданское общество, борющееся за справедливость, социальные права граждан и реформы.
Марокко
Король Мухаммед VI пользуется авторитетом в обществе, но значительная часть населения проживает за чертой бедности. Каждый третий до 30 лет не имеет работы. Треть населения не может читать и писать. Проблемы в стране толкают молодежь к незаконной миграции в Европу. Неспособность или нежелание властей изменить ситуацию вызывает недовольство. Этим пользуются террористы. Ячейки «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в ноябре и декабре были раскрыты в трех городах королевства.
Обострилась ситуация вокруг Западной Сахары. В обмен на возобновление (при посредничестве США) Марокко дипломатических отношений с Израилем Вашингтон 10 декабря признал суверенитет королевства над Западной Сахарой. На этот счет власти Марокко, США и Израиля подписали 22 декабря в Рабате совместную декларацию. Этот шаг может спровоцировать новый виток вооруженного насилия в Сахаро-Сахельской зоне.
Сохраняются непростые отношения Марокко с Алжиром. 17 декабря хакеры из группы MoroccoHackTeam Neige Ma якобы взломали электронные ресурсы ряда алжирских госучреждений.
Алжир
Ситуация в Алжире, несмотря на обещанные президентом Абдельмаджидом Теббуном реформы, остается сложной. Даже в условиях пандемии COVID-19 не прекращаются протестные выступления. Чтобы сбить волну недовольства, власти начали показательную антикоррупционную чистку. Ряд политиков, включая двух бывших премьер-министров, заключены в тюрьму по обвинению в коррупции. Маловероятно, что кардинально на ситуацию окажут влияние принятые 1 ноября поправки к Конституции. Большинство алжирцев даже не пошли голосовать. Как считают местные эксперты, все ограничится перераспределением полномочий и реструктуризацией ветвей власти.
На экономику Алжира оказывает давление высокая зависимость от экспорта углеводородов, на которые приходится 95% вывоза. В условиях замедления темпов роста мировой экономики поставки газа в Испанию и Италию значительно сократились. По оценкам, экспорт природного газа может упасть с 45 млрд куб. м в 2020 году до 26 млрд в 2025-м. Для сравнения: в 2005 году экспорт составил 64 млрд куб. м.
Неспокойно на границах Алжира. Люди в приграничных регионах живут бедно и вынуждены заниматься контрабандой, что привело к созданию параллельной нелегальной экономики. На границе с Мали, Нигерией и Мавританией помимо этого пролегают маршруты миграции в Европу.
В стране не прекращается деятельность исламистов. Жертвами их атак становятся сотрудники спецслужб, полиции и военнослужащие.
В складывающихся условиях Алжир может потерять накопленную финансовую подушку безопасности. Ситуацию обостряет истощение разведанных запасов природного газа. Разработка же месторождений сланцевого газа нерациональна из-за отсутствия водных ресурсов, необходимых для гидравлического разрыва пласта. Через 20 лет Алжир может превратиться в нетто-импортера сжиженного природного газа.
Если власти не займутся диверсификацией экономики, то при ежегодном росте на 2% численности населения Алжир столкнется с серьезными широкомасштабными катаклизмами.
Египет
На фоне стремительного роста населения (ежегодно более чем на 2 млн) обостряются экономические и экологические проблемы, ощущается острая нехватка воды.
Страна в силу физико-географических условий не в состоянии самостоятельно обеспечивать продовольственные потребности своих граждан. Из-за роста инфляции жизнь становится все дороже. В стране высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи.
Не прекращается деятельность экстремистских и террористических организаций. Объекты их нападения – не только сотрудники полиции, спецслужб и военнослужащие, но и гражданские лица.
На внешнеполитической арене основные угрозы национальным интересам Египта исходят от нестабильности в Ливии и завершения строительства Эфиопией мегаплотины «Возрождение» на Голубом Ниле. Отсутствие договоренностей о распределении воды Нила грозит ухудшением египетско-эфиопских отношений. В условиях изменения климата и миграционного кризиса в мире спор вокруг Нила может стать прецедентом, на который будут ориентироваться другие страны при разрешении проблем трансграничных рек. Если стороны не договорятся, то может появиться новая горячая точка.
Ливия
Соглашение о прекращении огня, достигнутое Совместной ливийской военной комиссией в формате «5+5», создало условия для продолжения межливийского политического диалога. На встрече в городе Гадамес (прошла впервые на территории Ливии) стороны договорились о создании органа для наблюдения за отводом войск.
ООН пытается наладить диалог между противоборствующими сторонами, чтобы быстрее прийти к консенсусу в отношении исполнительной власти и механизмов общенациональных выборов. Для этого запущен Форум политического диалога Ливии. На первом заседании делегаты подтвердили приверженность соглашению о прекращении огня, согласовали дату выборов – 24 декабря 2021 года, определили обязанности и полномочия правительства и Президентского совета (ПС). Предполагается, что он будет состоять из трех членов – по одному от трех регионов Ливии: Триполитании, Киренаики и Феццана. Решения ПС должны быть одобрены единогласно. Однако форуму не удалось решить главный вопрос – о механизмах и критериях отбора кандидатов в новое правительство. Участники форума представляют три центра влияния с различными политико-экономическими интересами: Триполи, Тобрук и племена Феццана. За Правительством национального согласия в Триполи стоят Турция и Катар, а также Италия в лице концерна ENI; за Тобруком – ОАЭ и Египет; за Феццаном – Франция.
Одновременно с работой форума в марокканском городе Танжер прошли консультативные встречи депутатов Палаты представителей (ливийского парламента). На ней было решено преодолеть раскол в парламенте и определить местом его постоянного пребывания город Бенгази. Также в Танжере состоялись переговоры парламентариев с делегацией Высшего государственного совета Ливии, на которых вырабатывались подходы к политическому и конституционному переговорным трекам.
При согласии всех вовлеченных сторон Национальная нефтяная корпорация (ННК) возобновила добычу нефти. Сейчас ежесуточно добывается 1,25 млн барр. В ноябре по сравнению с предыдущим месяцем выручка от продажи нефти, газа и конденсата увеличилась на 200% (в денежном выражении свыше 700 млн долл.). Деньги от экспорта нефти пока поступают на специальный счет, контролируемый ООН. В идеале эти средства должны пойти на восстановление страны. Но как будет на самом деле из-за непрекращающегося противостояния в стране, коррупции, споров между ННК и Центробанком Ливии за контроль над нефтяными доходами, никто не знает.
После прекращения боев в Триполи домой вернулись 36 тыс. человек. Всего в стране насчитывается 392 тыс. перемещенных лиц. Они не могут возвратиться на руины. Кроме того, местность не очищена от неразорвавшихся боеприпасов и мин.
Наблюдается тяжелейший кризис с электричеством. Из 27 электростанций работают только 13. Сложная обстановка по коронавирусу. Истинной картины никто не знает. Фактически прекращена вакцинация от болезней детей. Все это происходит на фоне дальнейшего разрушения медицинской системы.
Положение дел в области продовольственной безопасности ухудшается. По оценкам ООН, к началу 2021 года 1,3 млн ливийцев будут нуждаться в гуманитарной помощи, что на 40% больше, чем в этом году. Наблюдается нехватка основных продуктов питания и рост цен на товары первой необходимости.
Растет число ливийцев, стремящихся попасть в Европу. В 2020 году более 10 тыс. человек были перехвачены в море и возвращены в Ливию. Это превысило показатель за весь предыдущий год.
Сейчас главное не допустить срыва соглашения о прекращении огня. Тогда можно будет говорить о продолжении политического процесса. Его успех во многом зависит от договороспособности ливийских сторон, конструктивной и взвешенной позиции внешних игроков.
комментарии(0)