Кризис доверия к государству подтверждают и продолжающиеся протесты белорусов. Фото с сайта www.tut.by
Для Белоруссии 2020 год был уникальным по совокупности действий и последствий, синергии негатива и изоляции позитива. Это был год беспрецедентного воздействия на людей, бизнес и государство внешних и внутренних факторов.
Политический кризис вместе с гуманитарной катастрофой, обнуление доверия к государству и судебной системе, рецессия и внешнеторговый обвал, инвестиционная засуха и регуляторное удушение малого предпринимательства – такого года в истории Белоруссии не было. Экономические факторы были усугублены коронавирусом. Правительство явно недооценило дизруптивное влияние этого фактора на общество и бизнес. Острый дефицит информации, недооценка опасности вируса, неготовность системы здравоохранения усугубили кризис доверия к государству. Это подтверждает опрос медицинских работников конца 2020 года. Одни из врачей Минска сказал: «Если в небольшой больнице умирают 12 человек в одном Минске, в котором практически все клиники перепрофилированы под COVID-19, имея все необходимые лекарства, что уж говорить про районы и сколько умирает там».
Управленческая деградация органов госуправления проявилась не только в ответе на угрозы и риски COVID-19. Правительство продолжает работать в парадигме ручного управления экономикой, стимулирования государственных инвестиционных приоритетов и потребительского внутреннего спроса при хронической моральной угрозе.
В 2020 году девальвация белорусского рубля (BYN) к доллару составила 22,3%, к евро – 34%, российскому рублю – 2,6%. В 2021 году инфляционные и девальвационные риски остаются высокими. Годовая инфляция в прошлом году выросла до максимального за четыре года уровня – 7,4%. При этом инфляционные ожидания в декабре 2020 года вплотную приблизились к уровню 18–20%. Долги прощали убыточным, преференции и льготы раздавали богатым и номенклатурно-силовым фаворитам. В 2020 году правительство в три раза превысило запланированный лимит директивного (льготного) кредитования экономики, хотя ранее обещало вообще отказаться от него. Было запланировано BYN 740 млн, по факту оказалось BYN 2,4 млрд.
Еще в должности премьер-министра Сергей Румас в декабре 2019 года признался: «Традиционная экономика практически исчерпала свои резервы роста, а дальнейшее развитие возможно только при создании новых производств, в том числе с привлечением иностранных инвесторов». В 2020 году уже новый премьер-министр Роман Головченко продолжил действовать в старом режиме, в рамках слабеющих и деградирующих институтов государства и государственного бизнеса.
Рельефно обнажились провалы в крупных инвестиционных проектах. Широкомасштабная государственная программа модернизации крупных госпредприятий, начатая во второй половине нулевых, потерпела фиаско. Большинство проектов реализуется 10–15 лет, но новыми источниками роста они так и не стали. Цементная, сахарная, деревообрабатывающая, нефтяная, машиностроительная отрасли, производители бумаги, целлюлозы, стекла и АПК – эти сектора освоили десятки миллиардов долларов бюджетных денег и государственной помощи. В 2011–2015 годах среднегодовые темпы роста ВВП составили всего 1,2%, в 2016–2020 годах – мизерные 0,7%. А вот вклад в макроэкономическую дестабилизацию, омертвление активов, формирование в Белоруссии мощного номенклатурно-коммерческого, силового Схематоза был сделан существенный.
Убытки реального сектора экономики за январь–октябрь 2020 года выросли в 6,3 раза, до BYN 6,4 млрд. Количество убыточных предприятий увеличилось на 26,8%, падение чистой прибыли составило 58,8%. Убытки строительства взметнулись в 12,8 раза, у гостиниц и общественного питания – в 15 раз. Согласно опросу населения, к началу 2021 года почти у половины белорусов не останется сбережений.
Рост объема токсичных активов и замороженного капитала впечатляет. Дебиторская задолженность прибавила 21,7%, причем внешняя увеличилась на 44,7%. Это убедительный показатель вывода капитала и канализации прибыли в частные проекты управляющих товарными потоками госпредприятий.
Правительство своеобразно отреагировало на ухудшение спроса на традиционные товары экспорта и удар по секторам экономики, наиболее уязвимым к COVID-19. За январь–ноябрь 2020 года государственный долг вырос на 25,6%, на BYN 11,5 млрд. Более 90% внешнего и внутреннего долга номинировано в иностранной валюте. В условиях болезненного сокращения экспорта товаров (за январь–ноябрь 2020 года – на 14%), сохранения высокой долговой нагрузки на бюджет (на уровне 6–8% ВВП), провалов инвестиционной политики Республика Беларусь поставила себя в еще более уязвимое положение в отношениях со своими традиционными кредиторами, в первую очередь с Россией.
комментарии(0)