Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер призывает не разрушать мосты между Западом и Востоком. Фото Reuters
Начало 2021 года подтвердило наш прогноз (см. «НГ-Дипкурьер» от 28.12.20) о том, что коллективный Запад и Германия продолжат использовать «фактор Навального» в выстраивании своей политики по отношению к России. Арест оппозиционера сразу после прилета в Москву 17 января, последующие протестные акции в российских городах, массовые задержания граждан и судебный приговор Алексею Навальному вернули ситуацию в политическом диалоге между Брюсселем, Берлином и Москвой на уровень октября 2020 года, когда, казалось, была достигнута самая низкая точка в его состоянии. Однако события января-февраля углубили кризис взаимопонимания и доверия. Наметившиеся в конце прошлого года сдвиги в создании предпосылок стабилизации политических отношений были сведены на нет, а обозначившиеся реперные точки для хотя бы минимального сближения позиций бесследно исчезли.
В этих условиях вряд ли можно было ожидать положительных итогов давно ожидавшегося визита 4–6 февраля верховного представителя ЕС по иностранным делам и внешней политике Жозепа Борреля. Несмотря на его содержательные переговоры с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, в сухом информационном остатке оказался тот же «фактор Навального», дополненный скандальной с точки зрения Запада высылкой дипломатов Германии, Польши и Швеции. В европейском и германском политическом дискурсе такой итог был представлен как унижение ведущего дипломатического функционера Евросоюза. Министры иностранных дел Евросоюза высказали готовность рассмотреть вопрос об очередных санкциях против официальной Москвы, а Лавров во второй раз (первый раз – в октябре 2020-го) послал недвусмысленный жесткий сигнал Брюсселю и Берлину о недопустимости давления, которое может привести к «разрыву» отношений России с ее ведущим, но при этом, по его выражению, «ненадежным» партнером.
На этом фоне 19 февраля прошла Мюнхенская конференция по безопасности, впервые организованная в цифровом и существенно сокращенном формате – временном, тематическом, а также по составу участников. В рамках обсуждения будущего трансатлантических отношений канцлер Ангела Меркель (как и другие участники, она ни разу не упомянула Навального) призвала ЕС и США выработать общую стратегию в отношении России, с одной стороны, учитывающую расхождения в существующих мнениях/позициях, с другой – подразумевающую различные предложения о сотрудничестве. Одновременно она повторила свой тезис, что Россия постоянно втягивает страны ЕС в гибридные разногласия (явный намек на предстоящие выборы в Бундестаг), а также констатировала, что прогресса в выполнении Минских соглашений нет. Важным стало уточнение президента Франции Эмманюэля Макрона о необходимости выстраивания новой архитектуры общей безопасности, включающей «требовательный диалог» с Россией как «необходимое условие мира в Европе». Федеральный канцлер ни во время мероприятия, ни после него не выступила против этого тезиса.
22 февраля Комитет министров иностранных дел Совета ЕС принял решение о персональных антироссийских ограничительных мерах, которое вступило в силу 2 марта. Глава МИД ФРГ Хайко Маас, пообещавший еще в день высылки дипломатов дать Москве адекватный ответ на шаг, «наносящий вред отношениям РФ с ЕС», стал его основным протагонистом.
При этом во внешнеполитическом направлении Берлин и его европейские партнеры, в первую очередь Париж, по-прежнему проявляют заинтересованность в совместном с Москвой обсуждении и решении основных проблем на Ближнем и Среднем Востоке, восстановлении диалога с НАТО. В вопросах разоружения и снижения рисков военной конфронтации на европейском пространстве России предстоит преодолеть явно деструктивную позицию министра обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр и генсека НАТО Йенса Столтенберга, с завидным постоянством призывающего говорить с Россией с позиции силы и требующего довести оборонные расходы Германии до 2% от ВВП (уже сегодня они почти равны аналогичным тратам России).
В экономике, которая остается основным каркасом двусторонних отношений, приоритетной по-прежнему является сфера энергетики, включая возобновляемые источники. Активно обсуждается новое направление – производство, хранение, транспортировка и использование экологически чистого водорода. 16 февраля в Берлине прошла традиционная годовая конференция Германо-Российской внешнеторговой палаты и Восточного комитета немецкой экономики, в которой приняли участие министры Петер Альтмайер и Денис Мантуров, ведущие представители бизнеса, обсудившие перспективы кооперации в условиях пандемии и существенно сократившегося внешнеторгового оборота. Особое внимание было уделено неэнергетическим сферам – фармацевтике, информационно-коммуникационным технологиям, транспортно-логистическим услугам.
24 февраля в Бундестаге прошли дебаты по германо-российским отношениям с участием экспертов и специалистов, в которых хозяйственно-политические вопросы заняли центральное место. Обсуждение перспектив сотрудничества было продолжено на Годовом собрании Восточного комитета немецкой экономики, на открытии которого выступил президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Сделав традиционную оговорку о красных линиях в отношениях Германии и России, он подчеркнул их ответственность за будущее Европы, а также ту важную роль, которую немецкие компании в своей зарубежной экономической деятельности играют в соединении государств, народов и людей. На полях отмечу, что январское выступление Владимира Путина на Мировом экономическом форуме в Давосе не нашло отклика у германского истеблишмента.
6 мая будет отмечаться 100-летие Временного соглашения между РСФСР и Германией, в соответствии с которым были образованы торговые представительства. Это хороший повод для обсуждения перспектив взаимодействия предпринимательских групп интересов РФ и ФРГ. В этой сфере российский бизнес существенно уступает германскому, выстроившему за четверть века высокоэффективный механизм лоббизма в России. Последним достижением немецких предпринимателей стал созданный в декабре 2020 года Германо-Российский экономический совет, призванный усилить поддержку компаний ФРГ на отечественных рынках. Об аналогичных структурах в Германии российским компаниям пока приходится только мечтать. Поэтому имеет смысл обратить внимание на роль государственных структур, способных в условиях переходного периода обеспечить комплексную поддержку российским компаниям в ФРГ.
Официальный Берлин продолжает отстаивать «Северный поток – 2» как неотъемлемую часть энергетического суверенитета Евросоюза, последовательно критикуя (де-факто с июля 2017 года) вмешательство США в вопросы европейской энергетической безопасности. В начале 2021-го, когда Вашингтон ввел очередные санкции, появились спекуляции о торге руководства ФРГ с новой американской администрацией по поводу неких компромиссных вариантов в отношении проекта, но они были официально опровергнуты немецкой стороной.
Несмотря на вынужденный выход из «Северного потока – 2» к началу марта 18 компаний, его строительство не остановилось и с высокой долей вероятности будет закончено в текущем году. Очевидно, что США продолжат оказывать санкционное давление на Nord Stream AG и ее партнеров, пытаясь не допустить ввода в эксплуатацию третьей и четвертой ниток трубопровода. Политическую поддержку они будут получать не только от отдельных антироссийских представителей германского политического истэблишмента, но и от партии «Союз-90/Зеленые», которая рассматривает проект как угрозу экологической безопасности для севера Германии.
Руководство ФРГ публично поддержало отечественную вакцину «Спутник V» в ЕС. В начале марта Европейское агентство лекарственных средств приступило к процедуре рассмотрения в ускоренном режиме российской заявки. Пандемия коронавируса показала необходимость более глубокого взаимодействия наших стран в сфере научных исследований – в первую очередь в сфере медицины и здравоохранения.
В течение «года супервыборов» в Германии будут активизироваться контакты российского руководства с представителями немецкого политического истэблишмента. В начале марта Москву и Санкт-Петербург посетил депутат Бундестага Йоханн Заатхофф, сменивший в августе 2020 года Дирка Визе на посту уполномоченного федерального правительства по межобщественным отношениям с Россией, Центральной Азией и странами Восточного партнерства. Примечательно, что «НГ» стала единственным российским изданием, подробно осветившим это событие (см. № от 5.03.21).
С 8 по 12 марта в России побывала делегация «Альтернативы для Германии» (АдГ). Как и ожидалось, визит еще до его начала вызвал негативную реакцию в Германии. К сожалению, во время встреч с российской стороны не прозвучало критики в отношении известных одиозных политиков АдГ, делающих партию нерукопожатной и которая была бы вполне уместной на фоне решения о введении надзора за партией со стороны Ведомства по охране Конституции (достаточно успешно оспаривается АдГ).
Важно, чтобы российская сторона не ограничивалась встречами и беседами только с одной или несколькими оппозиционными силами, но и вела диалог с партиями правительственной коалиции.
Наблюдается сохранение асимметрии в отношениях России и Германии – кризис в сфере политики и прогресс в других областях, особенно в экономике и науке. Основным дестабилизирующим фактором остается ценностный вектор Евросоюза – права человека и демократические нормы, которые, по мнению европейских функционеров и политиков, грубо нарушает официальная Москва. Давление Брюсселя и Берлина на российское руководство концентрируется вокруг Навального, ставшего для них символом протестного движения против Кремля. Не желая перевода кризиса политического диалога в реальное сокращение существующего взаимодействия в других сферах, лидеры ЕС и Германии ограничиваются принятием минимальных персональных санкций, не оказывающих серьезного влияния на сотрудничество в других областях двусторонних отношений. Одновременно Берлин продолжает курс на поддержку хозяйственно-политического сотрудничества, на которое все большее влияние будет оказывать Европейская зеленая сделка.
В этих условиях экспертное сообщество наших стран, в свою очередь, должно продолжить активное обсуждение перспектив двустороннего взаимодействия – цифровые платформы, как показал 2020 год, существенно расширили возможности для дискуссий и распространения их результатов. Выражу осторожную надежду на возобновление российско-германских встреч в очном режиме по крайней мере с осени. Нужна более активная и содержательная популяризация мероприятий, проводимых в рамках Года Германии в России и очередного перекрестного Года наших государств, посвященного экономике и устойчивому развитию.
комментарии(0)