Авторитет в регионе будут набирать лидеры, похожие на экс-президента Египта Гамаля Абдель Насера, ориентирующиеся на реформы в интересах большинства населения. Фото Reuters
Арабские страны сегодня твердо намерены не только преодолеть последствия пандемии, но и использовать формирующийся импульс для рывка, который можно назвать возрождением надежд на новую, более стабильную жизнь без потрясений, войн, кризисов.
Что вкладывают сегодня арабы в понятие «возрождение»? Как представляется, во внутриполитическом плане это понятие означает достижение нового «социального контракта», который стал бы надежной основой для восстановления стабильности, обеспечения безопасности населения, снижения рисков внешнего вмешательства под предлогом «помощи» в наведении порядка.
Вряд ли можно ожидать, что арабское возрождение станет общим, единым процессом в масштабах всего арабского мира. По-видимому, для каждой группы арабских стран (нефтедобывающие государства Персидского залива, значительно менее обеспеченные страны Северной Африки) путь к возрождению будет различаться и по содержанию, и по форме.
Но будут и общие черты. Важной составляющей движения в этом направлении должна быть борьба против коррупции и узурпации рычагов влияния в руках узкой группы лиц. Антикоррупционные настроения лежали в основе выступлений арабской весны, однако сколь-либо значимых результатов достичь так и не удалось. В целом, как представляется, ближайшее десятилетие в арабских странах может стать периодом усиления авторитета и влияния идей технократического характера.
Роль религии вряд ли будет расти. По-видимому, крайне негативный опыт нахождения у власти в Египте исламистов показал, что ведение городского хозяйства и многие другие функции государственного управления не могут быть «исламскими» или «неисламскими». Здесь нужны не идеологизированные рассуждения, а конкретная профессиональная работа.
Политический ислам может остаться знаменем протеста у значительной части населения, но более динамично будет нарастать влияние политических сил, готовых предложить хорошо «работающие» на практике экономические и социальные решения.
Можно предвидеть восстановление роли государства, а может быть, и государственного сектора в развитии стран региона. По-видимому, авторитет будут набирать лидеры, похожие на Гамаля Абдель Насера, ориентирующиеся на реформы в интересах большинства населения, имеющие не запятнанную коррупцией репутацию.
Во внешнеполитической сфере арабы хотели бы рассчитывать на более весомую роль в мировых делах, расширение представительства в руководящих органах ООН, других международных организациях.
Судя по имеющейся информации, арабы пока не определились в отношении выбора своей линии поведения по глобальным экономическим и финансовым проблемам. Они хорошо помнят, что выступления за «новый экономический и финансовый порядок» в 1970−1980-е годы мало что дали и привели лишь к осложнению отношений с США, другими ключевыми странами «коллективного Запада», МВФ и МБРР.
Сейчас они очень внимательно следят за тем, что на этот счет говорят в Москве, Пекине, Дели.
Эти настроения арабов довольно четко проявились в ходе недавних переговоров министра иностранных дел России Сергея Лаврова, проведенных в самых мощных в финансовом отношении государствах региона – Саудовской Аравии, ОАЭ и Катаре. Руководители этих государств ставили вопросы совместного, можно сказать, прорыва в будущее, широкой кооперации России и арабских стран в разработке и внедрении новейших технологий. В первую очередь это относится к сфере энергетики ХХI века, в основе которой будут лежать новые, альтернативные виды получения энергии.
При этом все понимают, что прорыв может осуществиться только в случае стабилизации региональной обстановки, ухода от традиционной для Ближнего Востока характеристики региона как «взрывоопасного». В связи с этим в центре российских переговоров со странами региона сегодня неизменно находятся вопросы создания региональной системы безопасности, в том числе предложения, с которыми выступила Москва.
Эти предложения своевременны − регион явно устал от испытаний, силу набирают лидеры и политические силы, предлагающие довольно смелые решения преодоления трудностей на путях отказа от стереотипов и нереалистичных лозунгов и требований, ведущих в тупик.
Вернулся характерный для периода возрождения арабской государственности в 50–60-е годы прошлого века интерес к перспективному планированию. Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт приступают к активной фазе реализации десятилетних и двадцатилетних планов развития («Видение 2030», «Видение 2040 и т.п.). Это заявка на арабское возрождение, формирование из числа наиболее мощных стран региона новой финансово-экономической и технологической элитной группы государств.
Такой разворот событий объективно может означать, что привычное привилегированное положение евро-атлантического сообщества стран Запада может уйти в прошлое вместе с «семерками» и другими символами особой роли этих стран в мире.
России стоило бы синхронизировать свои усилия в сфере технологического развития с конкретными планами арабских государств, в первую очередь стран Персидского залива и Египта, где нам предложен для разработки мегапроект создания впечатляющей по размерам промышленной зоны с размещением там совместных производств и технологических комплексов с перспективой экспорта продукции.
Арабское возрождение органично соотносится с интересами России. Очевидно, что сегодня американское и европейское направление для нас становится стабильно-недружественным. В этих геополитических условиях арабский мир является важным, по-настоящему перспективным партнером.
Россия должна способствовать процессам стабилизации арабского мира, его обновления. Сможет ли наша страна стать своего рода внешним гарантом этого процесса, эксперты из 19 стран обсудят на следующей неделе на площадке Международного дискуссионного клуба «Валдай».
комментарии(0)