Белорусская власть предпочитает «железные» аргументы в диалоге с протестующими. Фото Reuters
Президент Белоруссии вернулся к своей старой, проверенной многовекторной модели поведения: он опять пытается совместить союзные отношения с Россией с несоюзными, но многообещающими – с США. После того как советник госсекретаря США Дерек Шоле позвонил главе МИД Белоруссии Владимиру Макею и провел с ним переговоры, Александр Лукашенко опять заговорил о России в том плане, что дружба дружбой, но никакого объединения или глубокой интеграции нет и быть не может.
Примерно об этом Лукашенко заявил, общаясь на минувшей неделе с работниками Минского производственного кожевенного объединения. «Всегда у нас были и хорошие времена, и плохие времена. Независимость, я вам говорил, стоит дорого. Но продаться, вступить внутрь какого-то государства, наверное, ни один из вас не захочет. А я больше всех не хочу», – цитирует Лукашенко Белта.
Ранее Лукашенко говорил, что белорусы живут «в своей квартире», хотя она и небольшая по сравнению с огромной Россией. «И мы – суверенное и независимое государство. Сегодня мир изменился настолько, что разговоры о том, что Белоруссия должна войти в состав России, или Россия должна войти в состав Белоруссии, или мы вообще как-то должны слиться, создав единые органы управления... Мир настолько изменился, что просто было бы глупо даже работать в этом направлении. А во-вторых, это абсолютно не нужно», – отметил президент Белоруссии, еще недавно летавший в Москву и, чтобы заручиться поддержкой Кремля, обещавший России дружбу навсегда, уверяя, что русские и белорусы – один народ, который, если придется, спиной к спине будет защищать общее пространство. Но тогда, после начала массовых протестов в Белоруссии против признания ЦИКа победителем в президентских выборах Александра Лукашенко, ему нужна была поддержка Москвы, без которой толпа, требующая его ухода, могла его просто смести. Тем более что протестующих поддерживали и продолжают это делать и ЕС, и США.
В 2020 году Лукашенко переиграл самого себя, «выиграв» выборы с запредельным счетом. Выиграй он с 55%, население, может быть, и не поднялось против него. Но 80% стали перебором. Выиграв выборы, Александр Лукашенко потерял страну и сразу этого не понял. А когда понял, ему не верили даже те, кто поддерживал его всегда. Пришлось опять обратиться к Москве – за братской помощью. И она была оказана. Протесты в Белоруссии перестали быть массовыми. И не только из-за силового давления на протестующих со стороны власти, но и благодаря отношению и помощи Москвы Минску. К России у белорусов все еще сохраняются добрые отношения. А Москва добилась у Лукашенко обещания, что, проведя конституционную реформу, он организует президентские выборы и наконец-то уйдет.
Однако Лукашенко придумал план, как можно доработать до конца президентского срока, решив за это время вопрос обеспечения личных гарантий. Он провел Всебелорусское народное собрание, наделив его полномочиями, достаточными для того, чтобы решать, когда принимать новую Конституцию и провести очередные президентские выборы. По сути, он противопоставил часть народа в лице протестующих против опять же народа, но в форме всебелорусского вече. И протесты потеряли напор. Это показали минувшие выходные. Люди на улицы вышли, но их было немного, да и тех рассовали по автозакам. Аргумент для непослушных граждан у власти был таким: прислушайтесь к народному собранию, оно представлено тоже народом. Таким образом, Лукашенко поставил одну часть граждан против другой, переведя стрелки с себя на настроение всего общества, а не только его протестной части. Западные покровители протестующей Белоруссии это отметили и тоже изменили методы влияния на Лукашенко: вернулись к переговорам.
Когда в Минск позвонили из Госдепа, появилась надежда не только у протестующих, но и у главы белорусского МИДа Владимира Макея, который не исключено, что ведет свою игру. А также у Александра Лукашенко, который хотел бы после завершения карьеры не бродить по судам, даже заочным, как Виктор Янукович, а жить где прикажут, но с гарантией личной безопасности.
Напомним, 22 марта 2021 года по инициативе американской стороны состоялся телефонный разговор министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея с Дереком Шоле, советником государственного секретаря США в ранге заместителя госсекретаря. Стороны в прагматичном ключе обсудили актуальные вопросы двусторонней повестки дня, в том числе тематику обмена послами. Макей проинформировал собеседника о ходе процесса подбора кандидатуры на должность посла Беларуси в США. Шоле, в свою очередь, подтвердил готовность назначенного посла США прибыть в нашу страну. Стороны согласились с необходимостью развития диалога, несмотря на наличие существенных разногласий в двусторонних отношениях, сообщалось в пресс-релизе МИД Белоруссии.
Макей призвал американскую сторону объективно подходить к оценке ситуации в Белоруссии, акцентировал внимание на контрпродуктивности попыток оказания давления на суверенное государство. Он также предостерег собеседника от желания воздействовать на работу правоохранительной либо судебной системы Белоруссии. Стороны сошлись во мнении, что в последние годы именно в рамках взаимоуважительного диалога Белоруссии и США удалось достигнуть значительного прогресса в двусторонних отношениях.
При этом Госдеп США сообщил, что в разговоре с Макеем советник Шоле, помимо темы послов, ясно дал понять, что необходимо немедленно освободить всех без исключения политических заключенных в Беларуси, особо отметив безотлагательность дела консультанта Радио «Свобода» Игоря Лосика.
Ранее Макей заявлял, что Минск заинтересован в развитии отношений с Вашингтоном. По его словам, «последние несколько лет показывают, что это выгодно для обоих государств».
Сегодня отношения между странами остаются непростыми: Вашингтон заявлял, что не считает прошедшие в августе выборы президента Беларуси легитимными, и призывал к проведению новых. Президент США Джозеф Байден еще в ноябре сообщил, что намерен расширить санкционный список против окружения главы Беларуси, а также призвал «заморозить офшорные счета, где они держат свое украденное богатство».
В декабре прошлого года Сенат США одобрил законопроект «О суверенитете, правах человека и демократии в Беларуси» и включил его в проект бюджета на 2021 год. Документ расширяет полномочия президента США в отношении лиц из Белоруссии, которые, по его мнению, причастны к подавлению протестов в стране.
Тогда же Минфин США сообщил о введении новых санкций против белорусских силовиков и чиновников.
Только за прошлый год Вашингтон дважды вводил визовые ограничения против граждан Белорусии: в черный список попали 66 человек. В январе текущего года были введены очередные ограничения – они коснулись 43 белорусских чиновников.
Глава белорусского государства ранее заявил, что некоторые страны пытаются раскачать ситуацию в республике и даже пытаются привлечь к этому Россию, но пока не знают, как это осуществить.
Но ситуация начинает меняться. По прогнозу белорусского политолога Дмитрия Болкунца, следующее правительство Белоруссии будет прозападным. При этом эксперт отмечает особую роль Макея, учитывая собственные интересы министра иностранных дел Белоруссии в политическом кризисе и его возможные контакты с оппозицией.
«Вероятно, Макей ведет свою игру и может проявить себя в таком широком диалоге с США. При этом, когда Светлана Тихановская говорит о планах по диалогу с белорусской властью, одним из возможных участников этих переговоров может стать как раз глава МИД Беларуси», – отметил Болкунец.
При этом Александр Лукашенко также надеется не остаться вне игры США. Поэтому он возобновил свои упреки к России. Тем более что раньше он делал это нередко.
Весь 2019 год и первую половину 2020-го, до президентских выборов, ставших толчком к началу массовых протестов в Белоруссии, Лукашенко неоднократно заявлял о необходимости вести многовекторную политику и строить независимую страну. Он сетовал на «имперские замашки» России, критикуя проект интеграции в рамках Союзного государства.
комментарии(0)