Сергей Лавров удовлетворен итогами переговоров с индийским коллегой Субраманиамом Джайшанкаром. Фото Reuters
Итогом визита главы МИД РФ Сергея Лаврова на индийский субконтинент стало некоторое охлаждение связей России с Индией и их потепление с Пакистаном. Об этом говорит хотя бы то, что руководитель российской дипломатии повстречался с главой пакистанского правительства Имраном Ханом, но не был принят премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Возможно, таким образом Дели подчеркнул свою обиду на то, что ранее на конференцию по Афганистану в Москве были приглашены только представители обеих воюющих сторон, Пакистан и США, а Индию не позвали. Но это частность, а суть в том, что в разные стороны Москву и Дели толкает противоборство между Китаем и США.
Правда, заявления Лаврова и его индийского коллеги Субраманиама Джайшанкара не дают основания толковать о каком-то ослаблении «привилегированного стратегического партнерства» между двумя державами. Этот термин был зафиксирован впервые в совместном документе 20 лет назад, и с тех пор его неизменно используют официальные представители двух стран. Недаром, как подчеркивает газета Swarajya, близкая к правящей в Индии партии БДП, оба министра подчеркнули, что углубляется сотрудничество в сфере обороны, энергетики, космоса, мирного атома. В экономике намечается расширить торговлю, в частности, наладить регулярное сообщение грузовых судов по морю между Владивостоком и Ченнаи.
Джайшанкар сказал, что российско-индийское сотрудничество энергично развивается, а Лавров подчеркнул, что оно носит зрелый характер и не подвержено политическим колебаниям. Однако газета Indian Express пишет, что обе страны сталкиваются сейчас с серьезными угрозами геополитического характера. Россия подвергается нажиму со стороны США и их союзников, а Индия – со стороны Китая и его «всепогодного», по характеристике, принятой в Пекине и Исламабаде, партнера – Пакистана.
Хорошо, что Индия и Китай при содействии Москвы сумели договориться и провели взаимный отвод войск на одном из участков спорной линии контроля, заменяющей границу в Гималаях. Дели и Исламабад тоже сделали шаг к ослаблению напряженности. Они договорились о прекращении огня и возобновлении перемирия в Кашмире.
Но ведь в Индии действует проамериканское лобби, неустанно призывающее Дели сворачивать российско-индийское сотрудничество и теснее сближаться с США. Ведущая газета Times of India cообщает, что приезд Лаврова совпал по времени с проведением военно-морских маневров США, Японии, Австралии, Индии и Франции в Бенгальском заливе. Франция послала свой фрегат на эти учения впервые, а для четырех других держав такая совместная военная демонстрация становится традиционной. Учения проходят в рамках инициативы четырехстороннего формата Quad, которую давно выстраивает Вашингтон. Она в глазах Белого дома призвана сдержать экспансию Китая в Индийском океане и Южной Азии.
Эти маневры, как пишет Times of India, высвечивают незавидное состояние российско-индийских отношений сегодня. Причина тут – Китай. Он превратился в главного стратегического конкурента Индии. Договоренность о частичном отводе войск общей картины не меняет. Поэтому у Индии нет иного выбора, кроме как объединиться с США и странами, приверженными демократии, чтобы дать отпор Китаю.
Но Россию такой подход не устраивает. Лавров подчеркнул, что в РФ не поддерживают создание разобщающих геополитических конструкций в духе холодной войны. По его словам, в современных условиях востребованы такие многосторонние объединения, инициативы и концепции, которые опираются на принципы инклюзивности, коллегиальности и равноправия.
Возможно, и востребованы, но в Дели полагают, что в нынешних условиях их реализовать невозможно. При таком сценарии, если Россия действительно хочет укрепить отношения с Индией, она должна побудить Китай умерить свой воинственный настрой. Но поскольку Пекин по существу теперь стал старшим партнером Москвы, сомнительно, чтобы она могла повлиять на Китай. Поэтому для Дели имеет смысл продолжать иметь дело с Москвой, но только в тех случаях, когда это соответствует ее интересам.
Таков редакционный комментарий влиятельного органа индийской печати. А в дополнение к нему газета публикует опус некоего Эдварда Маккарти, который утверждает, что Россия отвернулась от Индии, несмотря на «хулиганское поведение» Китая. Неспособность вступиться за Индию показывает, что Россия превратилась в хромую утку в Южной Азии.
На фоне такой пропагандистской кампании турне Лаврова в Пакистан выглядит как дипломатический успех. Россия готова расширить сотрудничество с Пакистаном как в борьбе с пандемией, так и в области военно-технического сотрудничества, сказал он пакистанскому коллеге Шаху Махмуду Куреши.
Как отмечает агентство АР, для Москвы главным мотивом в сближении с Пакистаном служит ее стремление остаться важным игроком в мирном процессе в Афганистане. От того, удастся ли продвинуться к урегулированию и пресечь рост группировок, приверженных «Исламскому государству» (запрещено в России), зависит безопасность республик Центральной Азии.
Пакистан нужен Москве, поскольку у него достаточно сильные рычаги воздействия на Афганистан, прежде всего благодаря тесным связям пакистанских военных с движением «Талибан» (запрещено в России). У России тем не менее тоже есть контакты с талибами. Совершенно очевидно, что решить без Пакистана афганский вопрос невозможно.
Как следует из заявлений Лаврова, Россия пока не готова наладить производство вооружений в Пакистане, но снабдит Исламскую республику военным оборудованием, необходимым для «укрепления его антитеррористического потенциала». Также Россия будет продолжать участвовать в совместных военных учениях с Пакистаном в горной местности и на море. Какое именно оборудование имеется в виду, министр не уточнил.
Это обещание оказать помощь Пакистану прозвучало в весьма деликатный момент. Вашингтон проводит обзор соглашения, которое он подписал с талибами более чем год назад. Соглашение предусматривало вывод американских войск из Афганистана к 1 мая. Сейчас этот срок выглядит все более сомнительным. США добиваются продления срока на три-шесть месяцев. Но переговоры в Катаре между талибами и афганским правительством зашли в тупик. А масштабы насилия на поле боя и число целенаправленных убийств выросли.
Лавров провел также переговоры с командующим армии Пакистана, генералом Камар Джавед Баджвой. В пакистанском военном ведомстве сообщили, что речь на встрече шла об укреплении кооперации в области региональной безопасности.
Глава пакистанского МИДа сказал, что его страна закупит 5 млн доз вакцины «Спутник V» и выразил желание в дальнейшем наладить ее производство в Пакистане. По словам Куреши, Исламабад заинтересован в том, чтобы российские специалисты приняли участие в модернизации устаревшей пакистанской железнодорожной сети.
Майкл Кугельман, заместитель директора азиатской программы Центра Вильсона в США, говорит, что визит Лаврова символизирует снижение американского влияния на Пакистан, в то время как влияние Китая и России растет. «Америка скоро уступит важную недвижимость ее главным соперникам. Такова цена надвигающегося ухода США из региона», – считает он.
комментарии(0)