Ожидается, что Мигель Диас-Канель станет преемником Рауля Кастро на посту первого секретаря Компартии Кубы. Фото Reuters
Апрель рассматривается многими зарубежными экспертами как весьма значимый для дальнейшей судьбы Острова свободы. Ведь по планам кубинского руководства, с 16 по 19 апреля должен состояться VIII съезд Коммунистической партии Кубы, на котором Рауль Кастро намеревается уступить преемнику пост первого секретаря ЦК – до настоящего момента самую влиятельную должность во властной иерархии. Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что первым секретарем ЦК будет избран действующий президент Мигель Диас-Канель. Если это произойдет, то впервые за 60 лет кубинской революции никто из Кастро не останется у власти. Консервативные круги (противники каких-либо существенных перемен и отхода от коммунистической идеологии, которых особенно много среди кубинских военных), вероятно, лишатся опоры в лице Рауля Кастро, а все бразды правления сосредоточит в своих руках представитель молодого поколения руководителей-реформаторов, родившихся уже после революции.
Эксперты из западных стран неоднократно характеризовали Диаса-Канеля как прагматика, технократа и даже как умеренного либерала, приводя в подтверждение тот факт, что в молодости он носил длинные волосы и слушал песни Beatles. Однако юношеские увлечения не помешали ему сделать блестящую карьеру по партийной линии и при поддержке Рауля Кастро (которому, как считает американский эксперт по Кубе Нора Гомес Торрес, импонировала беспрекословная исполнительность и преданность Диаса-Канеля) быстро продвинуться до человека номер два в кубинском руководстве, а затем и вовсе встать во главе государства (10 октября 2019 года Национальная ассамблея народной власти избрала его президентом страны).
Мигель Диас-Канель стал во главе Кубы в весьма сложный для страны период. С приходом к власти в США администрации Дональда Трампа недолгий период потепления американо-кубинских отношений и, как следствие, ослабления экономической блокады закончился.
Вашингтон вновь усилил давление на Гавану с целью добиться кардинальной смены курса, которым вот уже 60 лет следует Остров свободы. Столкнувшись с рядом серьезных вызовов, Диас-Канель энергично взялся за продолжение модернизации страны, лично контролируя процесс на самых различных уровнях. Как отмечает CNN, кубинские чиновники даже придумали ему прозвище Día y Noche («И днем и ночью»), имея в виду, что Диас-Канель способен нагрянуть с проверкой в любое ведомство и в любое время. По мнению многих, он лишен чванства и высокомерия типичных партийных бонз, с вниманием выслушивает любого кубинца, от министра до рядового гражданина, и оперативно реагирует на критику в адрес кубинского руководства. Диас-Канель призывает кубинские государственные СМИ больше критиковать происходящее на острове, твердит, что страна не может изолироваться от остального мира, и ратует за предоставление кубинцам больше свобод, в том числе для выхода в интернет. Не разделяет он и убеждений отдельных представителей «старой гвардии», что Кубе по силам обойтись без модернизации, необходимой для участия в глобальной экономике. В рамках этого курса следует рассматривать знаковое заседание Национальной ассамблеи народной власти 21–23 июля 2018 года, на котором был одобрен проект новой Конституции. В документе много кардинальных перемен: от введения постов президента, вице-президента и премьер-министра до легализации ряда элементов рыночных отношений, включая право на частную собственность.
Ряд экспертов задаются вопросом, пойдет ли Диас-Канель дальше осторожных шагов в сторону рыночной экономики в случае, если будет избран на пост первого секретаря ЦК Компартии. И насколько сильно изменится внутренняя и внешняя политика Гаваны. Ведь с уходом Рауля Кастро с этой должности позиции консервативных кругов, по всей видимости, будут значительно ослаблены, и у молодого руководителя, по существу, будут развязаны руки. До настоящего времени кубинский президент никаких сигналов о кардинальной перемене курса не подавал, с постоянной периодичностью подчеркивая в своих публичных заявлениях приверженность коммунистической идеологии на основе руководящей роли партии. При этом он неустанно клеймит Запад «за подрывную деятельность» и настаивает на закрытии веб-сайтов, замеченных в чрезмерном свободомыслии.
В то же время газета New York Times не оставила без внимания тот факт, что во время визита в Гавану делегации американских конгрессменов Диас-Канель, по существу, уклонился от ответа на их вопрос о том, что он думает о кубинской революции, которая жестко определила политику Острова свободы. Он лишь заметил, что, поскольку родился после революции, считает себя не лучшим собеседником по данной теме. На этом фоне недавно Белый дом объявил (к явному неудовольствию базирующихся в США лидеров кубинской оппозиции) о намерении нового американского руководства во главе с Джозефом Байденом пересмотреть политику Трампа в отношении Кубы.
К подобным сигналам американцев Гавана, похоже, отнеслась позитивно. В интервью агентству Reuters глава департамента США кубинского МИДа Карлос Фернандес де Коссио отметил, что заявления Белого дома, видимо, указывают на желание Байдена вернуться к курсу Обамы в американо-кубинских отношениях. При этом кубинский дипломат подчеркнул, что Гавана занимает неизменную позицию относительно политических уступок Вашингтону и не пойдет на них в обмен на ослабление санкций. Вместе с тем он заметил, что Куба открыта к взаимовыгодному диалогу с США. В качестве позитивного сигнала де Коссио отметил включение в команду Байдена, которая будет заниматься Кубой, дипломатов с богатым опытом и обширными знаниями в области американо-кубинских отношений.
Американские эксперты относятся к Диасу-Канелю осторожно, считая его «серой лошадкой», имея в виду, что его истинные намерения Вашингтону неизвестны. Тем не менее они не исключают, что на посту первого секретаря ЦК Компартии Диас-Канель изменит политику Гаваны в отношении США.
С другой стороны, действующий президент Кубы продолжает курс на дальнейшее развитие отношений Гаваны с различными международными институтами, такими как ООН, ОАГ и ЕС, а также рядом стран Европы, Азии и Латинской Америки, включая в первую очередь Россию и Китай. Контакты кубинской дипломатии с Брюсселем уже привели к тому, что верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель признал допущенные Евросоюзом ошибки в его политике в отношении Кубы, намекнув на ее возможную перезагрузку.
В октябре 2019 года Диас-Канель нанес визит в Москву, в ходе которого провел переговоры с президентом Владимиром Путиным. Итогом визита стало заключение ряда взаимовыгодных соглашений в различных областях, включая инвестиции, энергетику, металлургию, сельское хозяйство и военно-техническое сотрудничество. Путин также пообещал нанести ответный визит в Гавану. Как сообщил на своей странице в Twitter Диас-Канель, в ходе его состоявшегося позднее телефонного разговора с Путиным он от имени кубинского народа выразил России благодарность за помощь, высказавшись за «дальнейшее развитие исторических отношений».
После паузы в отношениях в постсоветские времена Россия возвращается на Кубу, все активнее развивая двустороннее сотрудничество. Подобные контакты, особенно перспективы наращивания российско-кубинского военного сотрудничества, относительно которых неоднократно высказывался министр обороны России Сергей Шойгу, небезосновательно вызывают раздражение Вашингтона. На фоне якобы имеющейся у США информации об активности Пекина на кубинских радиоэлектронных объектах и предполагаемом развертывании китайского радиоэлектронного центра (РЭЦ) в районе города Бехукаль американцы особо обеспокоены слухами о возобновлении функционирования бывшего советского РЭЦ «Лурдес», позволявшего осуществлять мониторинг деятельности НАСА и перехват радиосвязи и телефонных разговоров на территории США. В неменьшей степени Вашингтон пугают муссируемые зарубежными СМИ слухи о возможном размещении российских вооружений на Кубе в ответ на переброску американских ракет средней и меньшей дальности к российским границам.
Отдельные американские эксперты считают тем не менее, что избрание Диаса-Канеля первым секретарем ЦК Компартии вряд ли приведет к существенному изменению курса Гаваны. По их мнению, влияние соратников Кастро и консервативной верхушки кубинских силовиков, которые контролируют значительную часть экономики страны, еще очень сильно, и они вряд ли допустят предоставление президенту Кубы слишком большой власти.
Как бы там ни было, на сайте правительства Кубы лишь лаконично сообщается, что VIII съезд Коммунистической партии сосредоточит свое внимание на оценке достигнутых результатов и ключевых вопросах государственного строительства. Включая дальнейшую стратегию экономического и социального развития, актуализацию путей претворения в жизнь социально-экономической политики партии и революции, а также анализ деятельности партии в различных областях.
комментарии(0)