На Конференции консервативного политического действия Трамп объявил, что не намерен создавать третью партию. Фото Reuters
После президентских выборов-2020 в США активно обсуждается будущее Республиканской партии и роль Дональда Трампа в ней. События последних месяцев позволяют сделать вывод, что Трамп после ухода с поста президента остается в политической жизни США и намерен играть ключевую роль в партии. Хотя вскоре после выборов не было ясности, останется ли он в ее составе.
На фоне процедуры второго импичмента Трампу появилась информация, что бывший президент намерен создать новую партию – MAGA Party (Make America Great Again Party), альтернативное название Patriot Party. Политологи склонялись к тому, что идея создания третьей партии похожа на шантаж со стороны Трампа, цель которого – внести еще более глубокий раскол в ряды Республиканской партии. Расчет был на то, что многие республиканские избиратели перешли бы на сторону партии Трампа и оставшаяся Республиканская партия потеряла бы многих сторонников, что способствовало бы ее значительному ослаблению.
Импичмент бывшему президенту не был вынесен. Оправдание Трампа означает, что он сохранил возможность занимать государственные должности и баллотироваться на выборах 2024 года. При таком раскладе создание собственной партии теряло смысл для Трампа. В первой публичной речи после ухода с поста президента на Конференции консервативного политического действия (CPAC) 28 февраля Трамп объявил, что не намерен создавать третью партию, подчеркнув нелогичность данного решения: ее создание разделит голоса и не позволит республиканцам одержать победу на следующих выборах.
После событий 6 января и обвинений Трампа в подстрекательствах к атаке Капитолия многие республиканцы отказались его поддерживать. Намерение группы бывших республиканских чиновников, выступающих против Трампа, создать третью партию правоцентристского толка – доказательство углубления раскола внутри Республиканской партии. Сторонниками идеи выступили бывшие сотрудники администраций Рональда Рейгана, Джорджа Буша-старшего, Джорджа Буша-младшего и некоторые представители администрации Трампа.
В основе платформы они видят идеи традиционного консерватизма, включая приверженность Конституции и верховенству права, тем принципам, которые, по их мнению, Трамп «разрушил». Для партии предлагалось название Integrity Party (Партия достоинства) или Center Right Party (Правоцентристская партия). Также рассматривался вариант создания политической фракции внутри Республиканской партии с названием Center Right Republicans (Правоцентристские республиканцы).
В истории США были случаи создания третьих партий. При этом кандидат от третьей партии ни разу не занимал высокие посты.
В итоге противники Трампа отказались от создания третьей партии, аргументируя решение тем, что она лишь отвлечет на себя голоса, повысив шансы демократов на победу.
В выступлении на CPAC Трамп подчеркнул, что его политический путь, начатый с президентской гонки 2016 года, не закончен. 11 апреля состоялась другая важная для Республиканской партии встреча – с донорами Республиканского национального комитета. Выступая там, Трамп выразил уверенность, что в 2022 году на промежуточных выборах в Конгресс республиканцы вернут себе Палату представителей и Сенат, а в 2024-м одержат победу на президентских выборах. 19 апреля в интервью на канале Fox News Трамп отметил, что всерьез рассматривает возможность баллотироваться на следующих выборах, добавив, что пока об этом говорить рано.
Трамп и его соратники продолжают продвигать повестку Make America Great. На съезде Республиканской партии в 2020-м обновленной программы предложено не было, в качестве предвыборной платформы была принята программа 2016 года. Можно говорить о том, что Республиканская партия не смогла создать политическую платформу, которая, с одной стороны, была бы привлекательной для избирателей, недовольных истеблишментом, но, с другой стороны, не предполагала бы участия самого Трампа.
В упомянутых выступлениях Трамп отметил, что будущее Республиканской партии зависит от того, сможет ли она объединиться на основании платформы Make America Great. Удастся ли объединить партию на основе данной платформы – вопрос открытый. Многие члены, не приемлющие идеи Трампа, покинули Республиканскую партию, однако в ее рядах остается немало голосовавших за импичмент и по-прежнему не поддерживающих политика и его программу.
Значимый этап возвращения Трампа – возобновление общения с избирателями. После январских событий учетная запись Трампа в Twitter, Facebook и других социальных сетях была заблокирована. Экс-президент использовал свой личный аккаунт в соцсетях для политических заявлений чаще, чем привычные официальные ресурсы. Также соцсети были для него инструментом прямого общения с избирателями.
Уже в марте было объявлено, что Трамп запустил свой сайт для коммуникации со сторонниками. Также он зарегистрировался в соцсети Campaign Nucleus, которая позволяет распространять заявления для СМИ и сторонников, организовывать публичные мероприятия. Трамп выполнил обещание по созданию собственной социальной сети. 4 мая было объявлено о запуске Трампом коммуникационной платформы DonaldJTrump.com, которая позволяет ему публиковать заявления, фото и видео, а его последователям делиться ими в Twitter и Facebook. Однако вскоре Twitter эту возможность заблокировал. О запуске соцсети Трампа было объявлено накануне решения руководства Facebook о продлении блокировки аккаунта Трампа в Facebook и Instagram.
Власть и влияние Трампа в Республиканской партии остаются значительными. По мнению аналитиков, во многом успех членов партии зависит от степени приближенности к бывшему президенту.
Исходя из этого тезиса, издание Politico разделило членов Республиканской партии на три группы по степени лояльности к Трампу: Trump Ultra, Trump Lite, Trump Zero. Аналогичное деление предлагается в одном из недавних материалов издания National Interest: Always Trumpers, Kinda Sorta Trumpers, Never Trumpers.
К группе Trump Ultra или Always Trumpers относят членов Республиканской партии, оказывающих всестороннюю поддержку Трампу. Главный критерий для включения в этот круг – оппозиция решению Коллегии выборщиков относительно результатов выборов-2020 и голосование против импичмента Трампу. В этой группе: Тед Круз, сенатор от Техаса, Джош Хоули, сенатор от Миссури. Они среди первых выразили готовность оспорить победу демократов. В эту же группу входят: сенатор от Флориды Рик Скотт, губернатор Флориды Рон Де Сантис. В число соратников Трампа включают Кристи Ноэм, губернатора Южной Дакоты (ее называют восходящей звездой Республиканской партии), и Майкла Помпео, бывшего госсекретаря.
Все они собрались в феврале на Конференции консервативного действия, по итогам которой прошел опрос общественного мнения. По его результатам, в случае если бы Трамп участвовал в праймериз 2024 года, он бы получил 55% голосов; 21% респондентов проголосовали бы в праймериз за Де Сантиса, 4% – за Ноэм.
Если бы Трамп не баллотировался в 2024-м, за Де Сантиса проголосовали бы 43% опрошенных; за Ноэм – 11%; за Дональда Трампа-младшего – 8%. По 7% – за Помпео и Круза.
Вторая группа – Trump Lite, или Kinda Sorta Trumpers. К ней относят членов Республиканской партии, которые были верны Трампу, но дистанцировались от него после январских событий и признали победу Джозефа Байдена. Среди них: бывший вице-президент США Майкл Пенс, который был верен Трампу в течение четырех лет, но заявил, что не имеет полномочий, чтобы отвергнуть итоги голосования Коллегии выборщиков, согласно которым новым главой государства должен стать Байден. В эту же группу входит сенатор от Арканзаса Том Коттон, сенатор от Флориды Маркo Рубио, бывший постпред США при ООН Никки Хейли. Все они имеют шансы выдвинуть свою кандидатуру на выборах 2024 года. У них высокие шансы на успех – потенциально они согласны развивать программу Трампа, при этом готовы учитывать правоцентристские, более умеренные взгляды.
Третья группа – Trump Zero, или Never Trumpers. В этой группе те, кто критиковал Трампа в течение его президентства и выступал за вынесение ему импичмента. Трамп и его ближайшее окружение называют их RINOs (Republicans in name only). Среди членов этой группы губернатор Мэрилэнда Ларри Хоган, сенатор от Небраски Бен Сасс и сенатор от Юты Мит Ромни. Их основная цель – быть выбранными. Разработка платформы представляется им второстепенной задачей. Перечисленные кандидаты рассматриваются в качестве возможных кандидатов в 2024-м, но, вероятнее всего, их шансы ниже, чем у представителей двух предыдущих групп.
События первых месяцев после президентских выборов в США позволяют резюмировать следующее. Республиканская партия продолжает движение вправо. Ей нужен национальный лидер, и пока создается впечатление, что лидерские рычаги остаются в руках Трампа, а его амбиции высоки. Фокус на идеях изоляционизма и расово-этнической идентичности сохраняется. Это будет отталкивать умеренных консерваторов, так как оппоненты Трампа выступают за правоцентристскую направленность партии. Вряд ли партию возможно консолидировать исключительно на платформе Make America Great, которую продвигают соратники Трампа. Победа республиканцев на будущих президентских выборах скорее всего потребует союза между умеренными и правыми консерваторами. Вопрос в том, кто и на какой основе эту коалицию возглавит.
комментарии(0)