Молоток председателя Арктического совета в руках министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Фото со страницы МИД Исландии в Flickr |
25-летие АС увековечено фундаментальным документом, призванным упрочить преемственность работы председательств, – Стратегическим планом (СП) на 2021–2030 годы. Россия первой возьмется за его реализацию. Документ декларирует семь стратегических целей работы АС, условно группируемых в три темы «Защита окружающей среды», «Устойчивое социальное и экономическое развитие», «Укрепление Арктического совета».
Каждая стратегическая цель АС дополняется «стратегическими действиями», основанными на совокупности научно обоснованных рекомендаций, традиционных и местных знаний. Реализации этих целей должно способствовать взаимодействие арктических государств и в регионе, и на международных площадках. Страхуя АС от застоя, СП допускает «по мере необходимости обновление» его структуры, методов работы и организации. СП закладывает оптимизацию финансирования АС, его институтов и проектов. Лейтмотив всего документа – поддержка и развитие коренных народов региона, обеспечение реализации Декларации ООН о правах коренных народов и участие в Международном десятилетии языков коренных народов ООН (2022–2032).
СП выводит АС за региональные рамки, фиксируя задачу развития сотрудничества международными, межправительственными институтами и инициативами, «отражающими взаимосвязь между Арктикой и остальным миром». Акцентируется поддержка ранее принятых юридически обязывающих документов АС (Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике от 2011 года, Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике от 2013 года и Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества от 2017 года). На 2025 год запланирован промежуточный обзор СП, на 2030-й – итоговая оценка его реализации.
Хотя идея СП витала в воздухе еще с 2017 года, когда у руля АС стояли США, реализовать ее удалось лишь Исландии. Впрочем, надо отдать должное и финскому председательству, которое провело большую работу по подготовке СП, но скандальный демарш экс-госсекретаря США Майкла Помпео в контексте с отрицанием проблемы борьбы с изменением климата администрацией Дональда Трампа сорвал на сессии АС в Рованиеми (2019) все наработки Финляндии.
Примечательно, что уже на второй день российского председательства стало известно об уникальном инструменте РФ, способном реализовать «стратегическое действие» СП по «обеспечению безопасности всех жителей и гостей Арктики от рисков стихийных бедствий и антропогенных катастроф». Речь идет об аппарате дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) «Арктика-М», обеспечивающем круглосуточный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана. Он фиксирует все действующие вулканы Северного полушария Земли, включая Фаградальсфьядль, что в 40 км от Рейкьявика. На основе полученных ДЗЗ возможна оптимизация соответствующих экстренных служб.
XII сессия АС в отличие от Рованиеми и вопреки прогнозам прошла на редкость спокойно. Многие с интересом ждали продолжения баталий, разразившихся в апреле из-за антироссийских демаршей Чехии, Эстонии, Евросоюза и США. Ведь исландское председательство еще с начала года лоббировало Чехию и Эстонию в наблюдатели АС. Евросоюз в подвешенном состоянии ждет этого статуса с 2013 года.
Для получения статуса наблюдателя по соискателю должен быть достигнут членами АС консенсус. Но консенсуса и не потребовалось. Этот пункт просто выпал из повестки АС. В ходе пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров мимолетно пояснил: «Стран и организаций, имеющих статус наблюдателей, в пять раз больше, чем членов АС. Договорились определить, как оптимально использовать искреннюю заинтересованность внерегиональных стран и различных структур вносить свой вклад в обеспечение интересов народов Арктического региона».
Вопрос о статусе наблюдателей был внесен в Рейкьявикскую декларацию. Отмечая их важную роль в работе АС, старшим должностным лицам (СДЛ) поручается пересмотреть роль наблюдателей и способов их дальнейшего участия. К 2023 году СДЛ предстоит провести очередную ревизию Рованиемской группы наблюдателей.
Другая интрига XII сессии была связана с российским предложением от 2016 года о восстановлении формата встреч начальников генштабов ВС арктических государств. В Рейкьявике СМИ трижды атаковали Лаврова по этому поводу. В одном из его ответов подчеркнуто: «Считаем, что нам всем вполне по силам договориться о его возобновлении. Если сразу на такой высокий уровень некоторым партнерам некомфортно выходить, то предложили начать со встреч военных экспертов генеральных штабов восьми стран. Отказа не услышали, но и конкретной позитивной реакции тоже пока не поступило. Оставили соответствующее предложение нашим партнерам. Надеюсь, что в течение двух лет будем продолжать создавать условия для того, чтобы и этот аспект совместной коллективной безопасности вернулся в работу Арктического совета».
Вопросы милитаризации Арктики стояли достаточно остро на XII сессии. Лавров поднимал на неформальном ужине вопросы развертывания сил НАТО в Арктическом регионе, приводил примеры налаживания «постоянного ротационного присутствия» вблизи наших границ. Затрагивалось и несоблюдение обязательств, принятых в рамках Совета Россия–НАТО, нарушения Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО 1997 года. Так, Лавров заявил: «Надеюсь, что в рамках ОБСЕ, где существует соответствующий Форум по сотрудничеству в области безопасности, Запад проявит ответственный подход и прекратит постоянно заявлять о своих односторонних действиях, об учениях, в которых на границах РФ участвуют десятки тысяч зарубежных войск, специально переброшенных вместе с техникой из США, Канады». Это затрагивалось и на полях XII сессии АС, где глава МИД РФ провел встречи с коллегами из США, Швеции, Норвегии, Финляндии, Канады и Исландии.
Обеспокоенность милитаризацией близ границ РФ не помешала Лаврову констатировать, что «не видим проблем в этом регионе, которые потребовали бы военного решения». На первый взгляд это могло бы показаться диссонансом с отмеченным в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года от 26 октября 2020 года «ростом конфликтного потенциала в Арктике». Но противоречия нет. Общеизвестна крылатая фраза римского военного историка Флавия Вегеция (V век) Si vis pacem, para bellum («Хочешь мира – готовься к войне»).
Но к ней есть и пояснение: «Никто не осмеливается вызывать и оскорблять того, о ком он знает, что в сражении тот окажется сильнее его». Поэтому в своей внешней политике Россия по-прежнему исходит из того, что «в Арктике нет потенциала для конфликтов». Одновременно, как сказал глава российской дипломатии, «будем принимать необходимые меры для того, чтобы надежным образом, без каких-либо вариантов обеспечить нашу безопасность. Но наш приоритет, предпочтение всегда в диалоге». Так РФ подчеркивает приверженность общеарктической повестке и ответственному управлению развитием региона.
Любопытный момент XII сессии АС связан с коррективами регламента. Неожиданно эксклюзивное право в АС получили автономии Королевства Дания – Гренландия и Фарерские острова. Время выступления главы МИД Дании было разделено с Министерством иностранных дел Фарерских островов и министром иностранных дел, бизнеса, торговли и климата Гренландии. Кстати, 17 мая госсекретарь США Энтони Блинкен встречался с ними в Копенгагене, а 18 мая он посетил столицу Гренландии Кангерлуссуак, где провел переговоры по вопросам безопасности и обороны в Северной Атлантике и Арктике.
Подметив это, западные СМИ запросили комментарий Лаврова. Министр пояснил: «Что касается Гренландии, это не совсем рядом с нашими границами. Это решение, как я понимаю, датского правительства, в каких формах выполнять свои союзнические обязательства перед США, учитывая в том числе внутреннее государственное устройство Дании, отношения Копенгагена с Гренландией». Глава МИД РФ сообщил, что тоже беседовал с «представителями Гренландии и Фарерских островов, участвовавшими в составе датской делегации» на XII сессии совета. «У РФ есть экономические, торговые проекты и есть интерес к их расширению, – акцентировал он. – В частности, я предложил, чтобы представители Гренландии, Фарерских островов рассмотрели возможность посещения экономических форумов, проводимых в России, в том числе ПМЭФ».
Судя по всему, Россия тоже готовит сюрпризы к XIII министерской сессии АС. Дождемся 2023 года.
комментарии(0)