Первая конференция по Ливии в Берлине отличалась высоким уровнем представительства всех игроков, влияющих на кризис. Фото Reuters
23 июня в Берлине начнет работу вторая конференция по Ливии. Ее организаторами выступили Германия и ООН. Она пройдет на уровне министров иностранных дел (пяти стран – постоянных членов СБ ООН, а также Италии, Турции и ОАЭ) и станет продолжением первого форума, состоявшегося в январе прошлого года в попытке положить конец военным действиям в Ливии.
Основное внимание участников вторых мирных переговоров будет уделено предстоящим в этой стране 24 декабря парламентским и президентским выборам и выводу с ее территории иностранных войск. Предполагается также рассмотреть создание объединенных сил безопасности для Ливии.
В преддверии этого форума ученые Института востоковедения РАН на научно-практических семинарах с иностранными коллегами при обсуждении актуальных проблем Ближнего Востока и Северной Африки не оставляли без внимания ливийскую проблематику. Суммируя размышления, мнения и оценки их участников, можно с очень осторожным оптимизмом сказать, что сейчас появилась надежда на прекращение противостояния в Ливии и возвращение этой страны к мирной жизни.
По общему мнению экспертов ИВ РАН и их иностранных партнеров, начало этому положили выборы 5 февраля 2021 года в Женеве делегатами созданного под эгидой ООН Форума политического диалога Ливии Президентского совета (ПС) и премьер-министра Правительства национального единства (ПНЕ).
В состав ПС вошли по одному представителю от каждого региона Ливии: Мухаммед аль-Менфи представляет в нем Киренаику как уроженец Тобрука. Он же избран главой ПС. Его заместители – Муса аль-Куни из Феццана и Абдалла Хусейн аль-Лафи из Триполитании. Аль-Менфи был послом правительства Фаиза Сараджа в Греции.
Он учился во Франции, считался одним из активных лидеров ливийского профсоюза студентов и самым преданным сторонником режима Муаммара Каддафи.
Новым премьер-министром ПНЕ стал Абдельхамид Дбейба. Несмотря на то что широкой международной общественности до этого он был не очень известен, в Ливии его знают многие. Дбейба учился в Университете Торонто. В 2007 году Каддафи назначил его управляющим государственной Ливийской инвестиционно-строительной компании, отвечавшей за крупные социальные проекты. Дбейба зарекомендовал себя как хороший управленец и предприниматель.
После формирования ПНЕ обстановка в Ливии остается относительно спокойной, что необычно для этой страны, откуда весь прошлый год приходили известия об ожесточенных боях между войсками Правительства национального согласия Сараджа и Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифы Хафтара.
Кстати, и о самом командующем ЛНА в публичном пространстве стало меньше упоминаний. Некоторое время он держался в тени, но с конца мая стали приходить известия о его участии в массовых мероприятиях. Судя по всему, фельдмаршал также готовится принять участие в предстоящих в декабре выборах. В любом случае его нынешнее положение стало менее прочным, чем год назад.
Что касается премьер-министра ПНЕ, то за короткий срок он развил бурную деятельность как внутри страны, так и на международной арене. Ему удалось если и не подчинить, то найти подходы к многочисленным членам ПНЕ, представляющим различные регионы и племенные союзы. Их в основном отбирала недружественная Дбейбе Палата представителей. По оценкам специалистов, премьер также упрочил свое положение среди таких нынешних ливийских политических тяжеловесов, как аль-Менфи, глава Высшего государственного совета Халед аль-Мишри и один из кандидатов на пост президента Ливии Фатхи Башага.
Дбейба сохранил протурецкую ориентацию Триполи. Но одновременно он начал устанавливать активные контакты со странами, поддерживавшими Хафтара. Речь прежде всего идет о Франции, Египте и ОАЭ. Ему удалось заручиться поддержкой президента Франции Эмманюэля Макрона о возобновлении деятельности франко-ливийской совместной комиссии, приостановленной в 2002 году. Необходимо отметить, что Франция, стремясь играть более активную роль в восстановлении Ливии, вновь открыла свое посольство в Триполи.
По заверениям Макрона, Франция и Евросоюз рассматривают контроль над сухопутными и морскими границами Ливии как приоритетную задачу. Париж намерен обеспечивать суверенитет Ливии посредством сотрудничества с соседними африканскими странами.
Во время визита аль-Менфи и министра иностранных дел Ливии Наджлы аль-Мангуш в ОАЭ наследный принц Абу-Даби шейх Мухаммед бин Зайед также подтвердил свою поддержку правительства Дбейбы и выразил готовность предоставить ему помощь.
Предпринимаются шаги по нормализации отношений с соседними странами: Тунисом, Алжиром и Египтом. Возобновила полеты в Ливию авиакомпания TunisAir, став первым иностранным перевозчиком, совершающим регулярные рейсы в Триполи и Бенгази. Достигнуты договоренности об участии в восстановлении ливийской инфраструктуры 1 млн рабочих из Туниса и 3 млн из Египта.
Активность премьер-министра и его амбициозные бизнес-проекты не должны заслонять того, что его правительство имеет временный мандат. Оно уполномочено только на организацию всеобщих выборов и на объединение госинститутов. Однако здесь ощутимые подвижки пока не просматриваются. В особенности это касается объединения силовых структур и армии. Сохранение различных вооруженных милиций является одной из основных проблем, препятствующих достижению национального взаимопонимания и мешающих объединению военных ведомств. Дбейба считает необходимым интегрировать вооруженные формирования и ополченцев Триполи и Мисураты в регулярную армию, а Хафтар настаивает на их роспуске и разоружении.
Сохраняются серьезные разногласия между Триполи и Тобруком по вопросам объединения государственных гражданских институтов. До сих пор стороны не могут договориться о назначениях на высшие должности, к которым относятся управляющий Центральным банком Ливии, начальник Аудиторского бюро, главы Управления административного контроля, Высшей национальной избирательной комиссии, Национальной антикоррупционной комиссии, генеральный прокурор, председатель Верховного суда.
До сих пор не удается утвердить госбюджет на 2021 года. Судя по сообщениям иностранных СМИ, Дбейба обвиняет Палату представителей в том, что она якобы сознательно тормозит принятие бюджета, имея своей целью свержение ПНЕ.
Не решен вопрос вывода с территории Ливии иностранных сил. Обращает на себя внимание, что энергичная глава МИДа аль-Мангуш неоднократно ставила вопрос об этом.
Самым крупным воинским контингентом в Ливии является турецкий. По оценкам американских военных, Анкара отправила в Ливию более 3,5 тыс. сирийских боевиков. По данным Сирийского центра по правам человека, к сентябрю 2020 года в Ливии находилось не менее 15 тыс. боевиков из Сирии.
Правительство Дбейбы связано с Турцией всеми договорами и сделками, заключенными его предшественником Сараджем. В преддверии саммита НАТО в Брюсселе турецкая делегация высокого уровня (министры иностранных дел Мевлют Чавушоглу, обороны Хулуси Акар, внутренних дел Сулейман Сойлу, начальник Генштаба Яшар Гюлер, директор внешней разведки Хакан Фидан, пресс-секретарь президента Ибрагим Калын) по поручению президента Реджепа Тайипа Эрдогана посетили Триполи. Как заявил по результатам переговоров с главой Президентского совета и премьер-министром ПНЕ глава турецкого военного ведомства Акар, его подчиненные в Ливии не являются «иностранной военной силой» и поэтому Анкара не намерена оттуда выводить свои силы.
Точное количество всех иностранных наемников, находящихся на ливийской территории, неизвестно. В любом случае их присутствие может сорвать весь пока еще очень хрупкий политический процесс, включая декабрьские выборы.
Ливийцы возлагают большие надежды на Правительство национального единства. Надеются на то, что стране с его помощью удастся выйти из гражданской войны и раскола. Но успех зависит не только от того, как за оставшиеся полгода до выборов сработает правительство, которое столкнулось с огромным количеством проблем в сфере безопасности, экономики, здравоохранении, миграции, но и от того, как поведут себя влиятельные внутренние игроки, соседние страны и участники предстоящей второй конференции по Ливии.
Женева–Москва
комментарии(0)