0
10164
Газета Интернет-версия

05.09.2021 17:45:00

Почему ужесточается Иран

Ни Тегеран, ни Вашингтон не готовы идти на односторонние уступки по "ядерной сделке"

Александр Марьясов

Об авторе: Александр Георгиевич Марьясов – эксперт клуба «Валдай», чрезвычайный и полномочный посол России в Иране (2001–2005).

Тэги: иран, эбрахим раиси, исламский режим, общество, религия, экономическое сопротивление, санкции, ядерная сделка, внешняя политика


иран, эбрахим раиси, исламский режим, общество, религия, экономическое сопротивление, санкции, ядерная сделка, внешняя политика Эбрахим Раиси обещает выправить кризисную ситуацию в Иране. Фото Reuters

Иран меняет вектор политического развития. Сложил свои полномочия президент-прагматик Хасан Рухани, делавший ставку на политическую и экономическую либерализацию общества, на встраивание Ирана в глобальную мирохозяйственную систему и нормализацию отношений с США через реализацию Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию иранской ядерной проблемы (СВПД). Вступил в должность президент-консерватор Эбрахим Раиси, нацеленный на консолидацию устоев исламского режима и искоренение любых проявлений вестернизации, на реализацию «экономического сопротивления» санкционному давлению США и ужесточение антизападного внешнеполитического курса Тегерана.

Разброд и шатания в стане либерально-реформаторских сил после внешнеполитических и внутренних неудач правительства Рухани, апатия населения, парализованного социально-экономическим кризисом и неутихающими волнами коронавирусной пандемии, облегчили консерваторам задачу приведения на президентский пост своего представителя, полностью лояльного верховному руководителю Ирана Али Хаменеи.

Установление контроля над всеми тремя ветвями власти было важным для религиозно-консервативных кругов и для обеспечения беспроблемной передачи высшей власти своему избраннику в случае смерти или ухода с политической арены Али Хаменеи. Таким избранником может стать и Раиси, особенно если ему удастся улучшить экономическую ситуацию в стране и решить ряд острых внутренних и внешнеполитических проблем. Важнейшими из них являются пандемия, инфляция, безработица, жилищная проблема, коррупция, неэффективное госуправление, американские санкции.

Пока трудно сказать, каким образом новый президент, занимавший до этого исключительно судебные должности и не имеющий навыков работы в других областях, собирается выполнять свои многочисленные обещания выправить кризисную ситуацию в стране. Представляя парламенту новое правительство, состоящее из консерваторов-технократов, отобранных по «исламским» критериям, Раиси заверял, что все министры имеют большой опыт практической работы, компетентны в областях своей будущей деятельности. При этом он подчеркнул, что правительство Ирана в своей работе не будет заимствовать западные модели развития, а будет опираться на накопленный за время санкций собственный опыт «экономического сопротивления», свои ресурсы и возможности.

В экспертном сообществе Ирана признают, что ключевым условием для решения социально-экономических проблем страны является снятие или серьезное ослабление американских санкций.

Прошедшие в Вене шесть раундов непрямых переговоров между США и Ираном при посредничестве Британии, Франции, Германии, России и Китая о восстановлении СВПД не принесли ожидаемого результата. Новый президент Ирана заявил о готовности вернуться к переговорам. Но при этом он сразу же обозначил жесткие требования Тегерана: снятие в первоочередном порядке всех санкций времен Дональда Трампа; предоставление гарантий, что последующие американские администрации не выйдут из СВПД, если он будет восстановлен; никаких переговоров о заключении новой, более длительной и развернутой «ядерной сделки» с включением в нее вопросов ракетной программы и региональной деятельности Ирана.

США явно не готовы принять эти требования Ирана и настаивают на своих условиях восстановления сделки. Ни Тегеран, ни Вашингтон не готовы идти на односторонние уступки. Иран продолжает повышать степень обогащения урана, приступил к установке более совершенных центрифуг, начинает производство и обогащение металлического урана, ограничил доступ инспекторов МАГАТЭ к ядерным объектам. США грозят введением новых санкций. И Тегеран, и Вашингтон полагают, что, увеличивая ставки в ядерной торговле, сумеют добиться уступок от другой стороны. Иран, видимо, рассчитывает, что его шансы повышает бегство американцев из Афганистана, планируемый вывод американских военных из Ирака и общее ослабление влияния США в регионе.

Ирану, однако, не стоит недооценивать возможностей США создать ему самые серьезные проблемы. В случае продолжения Тегераном активного развития своей ядерной программы и ее выхода на критические показатели обогащения урана, приближенные к уровню, необходимому для создания ядерного оружия, и при отсутствии доступа МАГАТЭ к его ядерным объектам Вашингтон может инициировать принятие на заседании Совета управляющих Агентства резолюции, передающей ситуацию «с опасной ядерной деятельностью» Тегерана на рассмотрение Совету Безопасности ООН. И даже если он не введет международные санкции против Ирана, Вашингтон скорее всего сумеет организовать санкционный антииранский фронт с участием своих союзников.

Это, в свою очередь, может подтолкнуть Иран к еще большей активизации ядерной деятельности, выходу из СВПД и, возможно, из Договора о нераспространении ядерного оружия. Все это может привести к резкому обострению военно-политической ситуации в регионе с трудно предсказуемыми последствиями.

Возможным выходом из создавшейся ситуации могло бы быть достижение частичных компромиссных договоренностей, пусть и не удовлетворяющих максимальных требований сторон, но позволяющих сохранить на плаву «ядерную сделку». Но в целом, учитывая жестко идеологизированный характер иранского режима, только укрепившийся после избрания президентом Раиси, американо-иранские отношения будут оставаться напряженными. В иранском дискурсе Вашингтона постоянно будут находиться вопросы нарушения прав человека и «подрывной деятельности» Тегерана в регионе.

Судя по заявлениям Раиси, Иран намерен больше внимания уделять развитию отношений с соседними странами, на которые уже сейчас приходится основной объем его внешней торговли. Нельзя исключать, что Тегеран продолжит переговоры с Саудовской Аравией и государствами Персидского залива с целью снятия напряженности в отношениях и создания в перспективе архитектуры региональной безопасности для уменьшения внешнего вмешательства в дела Ближнего Востока. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
1020
Багдад опасается войны в ливанском стиле

Багдад опасается войны в ливанском стиле

Игорь Субботин

Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля

0
1569
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
2591
Ирану ставят в вину уход в "ядерное" подполье

Ирану ставят в вину уход в "ядерное" подполье

Игорь Субботин

МАГАТЭ фиксирует отказ Тегерана от сотрудничества

0
2054

Другие новости