Защита биоразнообразия Арктики и борьба с ускоренным таянием льдов – темы плодотворного сотрудничества России и стран Запада. Фото Reuters
Начиная c 2014 года отношения России и стран Запада стремительно деградируют. Обе стороны понимают, что сложившаяся ситуация не является нормальной, и признают, что двигателем для налаживания отношений может стать «зеленая повестка». Тем более что Россия и страны Запада являются участниками международного климатического режима (РКИК ООН), который они создавали вместе в 1992 году на Саммите Земли и продолжили над ним работу (Киотский протокол 1997 года, Парижское соглашение по климату 2015 года).
Однако и по «зеленой повестке» наблюдается дополнительная напряженность в отношениях. Одна из составляющих – трансграничное углеродное регулирование (ТУР) Евросоюза. Оно вызвало негативную реакцию Москвы, так как, будучи внутренней договоренностью ЕС, окажет влияние и на партнеров сообщества, особенно в области экономики. Главное недовольство России относительно «зеленой сделки» ЕС заключается в том, что Брюссель не ведет диалог с третьими странами для установления взаимовыгодных параметров ТУР.
Но почему именно «зеленую повестку» рассматривают как возможность для конструктивного, продуктивного и, главное, позитивного диалога между Россией и Западом? Во-первых, она является максимально деполитизированной в сравнении с другими сферами. Во-вторых, Россия и Запад разделяют ценности защиты окружающей среды и осознают необходимость борьбы с изменениями климата на планете. В-третьих, в мире происходит 4-й энергетический переход, который подразумевает не только изменения в способах получения и доставки энергии, но и технологический рывок, так как все предстоящие изменения в его рамках невозможны без передовых технологий.
Все эти факторы должны способствовать развитию отношений Москвы и Запада на разных уровнях и в разных сферах. Например, стороны могли бы создавать образовательные программы для студентов в области экологии, климатологии, разработки технологий по добыче и транспортировке водорода и др. А для чиновников – образовательные программы, в рамках которых они могли бы обмениваться опытом в решении различных экологических задач.
Западный и российский бизнес уже сотрудничают по вопросам экологии, ESG (расшифровывается как «экология, социальная политика и корпоративное управление») и энергетического перехода. Например, «Газпром» планирует строительство водородного завода на территории Германии с целью использования в будущем мощностей «Северного потока – 2». НОВАТЭК намерен развивать производство водорода совместно с немецкой компанией Uniper. «Роснано» и Enel Group планируют совместно производить водород на ветроэлектростанции в Мурманской области и экспортировать его в страны ЕС.
Также российский и западный бизнес могут обмениваться технологиями и бизнес-практиками в области возобновляемых источников энергии и энергоперехода. Возможен и поиск путей сотрудничества в области финансирования проектов устойчивого развития.
На политическом уровне Россия и Запад могут сотрудничать по вопросам обмена законодательным опытом в области декарбонизации экономик, природоохраны, борьбы с изменением климата. Целесообразно наладить межведомственный обмен опытом в разработке политики устойчивого развития и адаптации к изменениям климата, решений на природоохранной основе, политики обеспечения справедливого энергоперехода и политики содействия зеленому финансированию.
Также стороны заинтересованы в сотрудничестве в Арктике, защите ее биоразнообразия и борьбе с ускоренным таянием льдов. Москва и Запад могут эффективно взаимодействовать и по вопросу ст. 6 Парижского соглашения, которая призывает стороны сотрудничать в реализации определяемых на национальном уровне вкладов в сокращение выбросов парниковых газов.
Сотрудничество по «зеленой повестке» возможно не только на межгосударственной основе, но и на уровне регионов стран Запада и России. Местные органы власти могут активно участвовать в процессе энергоперехода (примером служит Сахалинская область). Причем относительно небольшие проекты регионального сотрудничества, как правило, имеют больше шансов на успех, чем подобные проекты на государственном уровне. Кроме того, сотрудничество может осуществляться и через города-побратимы.
Диалог по экологической политике, борьбе с изменением климата и декарбонизации экономики может установить новые связи, стать платформой для налаживания отношений России и Запада. Перечисленные выше возможности – это те шаги, которые помогут не только наладить экологические отношения между странами, но и спасти от дальнейшей деградации межгосударственные отношения в целом.
комментарии(0)