Перспективы у тандема Харрис–Байден крайне нерадостные. Фото Reuters
Джозефу Байдену к его дню рождения (20 ноября главе государства исполнилось 79 лет) «благодарные» граждане преподнесли очередной неприятный подарок. Его рейтинг рухнул до самой низкой отметки за все время пребывания в Белом доме. В среднем, по основным опросам общественного мнения, разрыв в степени общественного недоверия и поддержки деятельности президента на его посту составил 12,2%. Одобряют работу главы государства 41,3%, не одобряют – 53,5%. И это объяснимо. Уж слишком много было допущено внутри- и внешнеполитических провалов, число которых еще может увеличиться.
Вслед за бегством из Афганистана вплотную возникла перспектива «восточноазиатского Крыма» – «сдачи» Китаю Тайваня в результате дипломатического и военного давления Пекина на США. Есть угроза обретения Ираном ядерного оружия: в настоящее время его запасы обогащенного до 60% урана достигли 25 кг, а запасы обогащенного до 20% урана превысили 120 кг. А ведь по условиям Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года Иран не должен был обогащать свои запасы урана более чем на 3,67%. Энергетический кризис в Европе накануне зимних холодов также считается в США следствием решения администрации Байдена «закрыть глаза» на ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2». Приостановка санкций против проекта обосновывалась необходимостью сохранения трансатлантической солидарности, особенно во взаимоотношениях с Германией, основательно подорванных четырьмя годами пребывания у власти Дональда Трампа. Но «нормализуя» отношения с ФРГ, администрация Байдена умудрилась основательно испортить отношения с Францией путем создания союза США, Великобритании и Австралии (AUKUS). Его жертвой стал франко-австралийский контракт на поставку Австралии 12 дизель-электрических подводных лодок стоимостью 66 млрд долл.
Главным внутриполитическим приоритетом администрация Байдена провозгласила «спасение американской экономики» на основе стратегии создания миллионов высокооплачиваемых рабочих мест, в том числе в энергетическом секторе «зеленых технологий». С января по октябрь 2021 года уровень безработицы в США сократился с 6,7 до 4,6%, занятость увеличилась на 4 млн человек, со 150 до 154 млн работников. Однако при этом на рынке труда США произошло изменение кардинального свойства. С октября 2020-го по октябрь 2021 года средняя реальная почасовая заработная плата сократилась на 1,2%, а средняя еженедельная заработная плата упала еще ниже – на 1,6%. И это при том, что в течение четырех лет пребывания у власти республиканской администрации Трампа она росла, хотя, возможно, и не очень быстрыми темпами.
Основной причиной этого явился «инфляционный перегрев» экономики. Он начался с марта, когда темп роста потребительских цен превысил установленный ФРС ориентир в 2%, составив 2,6%. Инфляция в октябре достигла в годовом исчислении 6,2%. Это самый большой рост за последние 30 лет. Основной причиной ускорения роста инфляции стало принятие 11 марта Плана спасения американской экономики объемом в 1,9 трлн долл., одобренного Конгрессом США исключительно благодаря усилиям Демократической партии. Уже весной стало ясно, что все планы экономического стимулирования экономики, в том числе и закон об инвестициях и создании рабочих мест, подписанный Байденом 15 ноября и предусматривающий вливания в американскую экономику в сумме 1,2 трлн долл. в течение последующих 10 лет, являются скорее инфляционными, подавляющими экономический рост, нежели стимулирующими процесс выведения американской экономики на траекторию устойчивого развития. Для политических перспектив Байдена это очень опасно.
Галопирующие темпы инфляции не только «утопили» администрацию Ричарда Никсона в 1974 году, когда инфляция достигла двухзначной величины в 12,2%, администрацию Джеральда Форда в 1976 году, когда она составила 4,8%, и, наконец, администрацию Джимми Картера в 1980 году, когда она достигла рекордных 13,6%, но стали важнейшим фактором поворота во внутренней политике США. Его следствием стал приход к власти правоконсервативной администрации Рональда Рейгана–Джорджа Буша, легитимизировав ее мандат на управление Америкой на протяжении последующих 12 лет. Идеологи и политтехнологи Республиканской партии не скрывают, что они связывают свои надежды на победу на промежуточных выборах в Конгресс 2022 года и на завоевание Белого дома в 2024 году именно с бесконтрольным ростом инфляции.
К этому можно добавить «внутренний Афганистан» на мексикано-американской границе: с января по ноябрь ее пересекли по меньшей мере 1,7 млн незаконных иммигрантов. Это рекордный показатель за все время составления статистики подобного рода с 1960 года и в четыре раза больше, чем за предыдущий год. Разгул преступности, захлестнувший американские города и пригороды, особенно крупные, в 2021 году вышел на рекордные уровни за последние 20–25 лет. В частности, с января по сентябрь в США было зарегистрировано 470 случаев массовых перестрелок и убийств, в ходе которых погибло 482 человека и было ранено почти 2 тыс. человек. Наложенные на многие другие печальные тенденции, они создали твердое убеждение у американской общественности, что США «движутся в неправильном направлении».
Символом гордиева узла нарастающих и практически нерешаемых проблем стала фигура дряхлеющего Байдена. В ноябре социологическая служба общенациональной газеты США «Ю-эс Тудей» задала респондентам вопрос: чего они ожидают от Байдена в 2022 году? На первом месте с 20% голосов стояло пожелание увидеть отставку президента, на втором – пожелание улучшить положение дел в экономике (11%), на третьем и четвертом – объединить страну и навести порядок на американо-мексиканской границе (8%) и на пятом – решить проблему коронавирусной пандемии (6%). Согласно другому опросу, проведенному среди сторонников демократов, 44% опрошенных против 38% не хотят видеть Байдена кандидатом на пост президента США в 2024 году, против 38%. Аналогичной участи демократы желали бы и для вице-президента Камалы Харрис. Даже близкие к демократам социологические службы оценивают степень ее популярности как не превышающую 37%, в то время как 52% опрошенных, преимущественно демократов, считают исполнение ею своих обязанностей второго лица в государстве неудовлетворительным. По мнению подавляющего большинства американских политологов, с такими показателями популярности думать всерьез об участии в президентских выборах в 2024 году было бы крайне самонадеянно.
Афганское фиаско спровоцировало политический шторм в Вашингтоне, который с полным основанием может быть назван идеальным. Республиканцы в Конгрессе США потребовали ухода в отставку Байдена и Харрис, министра обороны Ллойда Остина, председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Марка Милли, госсекретаря Энтони Блинкена и помощника президента по национальной безопасности Джейка Салливана, руководителей разведывательного сообщества США.
Это давление наложилось на признание Байденом своей ответственности за принятие решения о полном выводе американских войск из Афганистана не позднее 31 августа. Фактически, как это стало уже традицией в Вашингтоне, та или иная знаковая фигура действующей администрации должна была быть принесена в жертву. И пока политические обозреватели гадали о том, кто более всего «ценен» для администрации, руководство Пентагона или Государственного департамента, похоже, что Белый дом нашел решение проблемы «сакральной жертвы».
Даже в близких к администрации СМИ, таких как CNN и Washington Post, стали открыто обсуждать вопрос о возможной скорой отставке вице-президента США. Можно предположить, что, решив избрать Харрис своим напарником на заключительном этапе президентских выборов, Байден просчитал и возможный вариант использования 25-й статьи Конституции США, принятой в 1967 году. Согласно ей, действующий президент может быть отстранен от власти Сенатом «по причине преклонного возраста и ухудшения состояния здоровья» по специальному обращению вице-президента, поддержанного ключевыми членами кабинета.
В истории США был один-единственный случай действительной досрочной отставки вице-президента – в октябре 1973 года, когда Никсон на фоне разгорающегося Уотергейтского скандала вынудил уйти своего вице-президента Спиро Агню. Впрочем, это только оттянуло политическую агонию самого Никсона. Он был вынужден разделить участь своего вице-президента спустя 10 месяцев, в августе 1974 года. Складывается впечатление, что на 80-м году жизни на Байдена надвигается самый серьезный политический кризис за все время его более чем 40-летнего пребывания в Вашингтоне. Ему остается уповать только на свои наработанные в течение многих десятилетий политические инстинкты, которые пока не подводили его и благодаря которым он и стал 46-м американским президентом.
комментарии(0)