0
6608
Газета Интернет-версия

12.12.2021 18:10:00

Как генералы Мьянмы собрались повернуть время вспять

Приговором Аун Сан Су Чжи военные хотят исправить "ошибку" предшественников, которые согласились дать народу право самому решать свою судьбу

Аида Симония

Об авторе: Аида Алексеевна Симония – ведущий научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения РАН.

Тэги: мьянма, военные перевороты, политика, приговор, аун сан су чжи


19-10-1480.jpg
Несмотря ни на что, Аун Сан Су Чжи остается
самым популярным политиком страны. 
Фото Reuters
Почти год назад, 1 февраля 2021 года, в Мьянме произошел второй военный переворот в новейшей истории страны. В день открытия первой сессии избранного парламента военные арестовали государственного советника Аун Сан Су Чжи, президента страны Вин Мьина и других политиков Национальной лиги за демократию (НЛД).

Предыдущий военный переворот, совершенный генералом Не Вином 2 марта 1962 года, положил начало полувековому доминированию армии в виде разных политических институтов во всех сферах политической и социально-экономической жизни бирманского общества. И вот объявленный 6 декабря 2021 года первый официальный приговор к тюремному заключению избранного лидера страны Аун Сан Су Чжи и президента Вин Мьину стал очередным ударом по демократии в Мьянме.

Очевидно, что этими действиями военные расширяют свое авторитарное давление на общество. Аун Сан Су Чжи, одна из создателей партии «Национальная лига за демократию» (НЛД), на протяжении последних 33 лет была и остается главной фигурой демократического движения страны. Она провела 15 лет под домашним арестом, но тем не менее создала единое сообщество оппозиционеров, которое привело Мьянму к ее первым демократическим выборам в 2015 году.

Триумфальные победы на всеобщих парламентских выборах в 2015 и 2020 годах привели Аун Сан Су Чжи и ее партию к власти. С первым гражданским правительством Мьянмы связывались большие надежды на лучшее будущее для страны. Ведь последнее десятилетие ознаменовалось безуспешной попыткой разделения – с множеством условий и оговорок – власти между армией и избранным гражданским правительством. В конце концов военные не захотели соблюдать правила игры, которые сами же установили в написанной ими Конституции страны 2008 года, и решились на переворот.

Причина, по которой они это сделали, именно личность Аун Сан Су Чжи. Ее популярность стала представлять угрозу для господства армии. Конституция 2008 года устанавливает условия сосуществования двух составляющих власти, гражданской и военной. Для того чтобы конфликта между ними не возникало, было необходимо создание доверительных, равноправных деловых взаимоотношений между избранным гражданским правительством и политически влиятельными и фактически автономными вооруженными силами, а также с президентом страны, обладающим широкими исполнительными полномочиями, но не являющимся Верховным главнокомандующим. Генералы надеялись, что будущий президент будет из их рядов, а значит, станет их союзником. Согласно Конституции, 25% мест в парламенте резервировалось за армией. Чтобы изменить Конституцию, требовалось более 75% голосов парламентариев. Военный блок голосует по приказу единодушно, к тому же есть еще ряд мелких партий, которые попадут в парламент. Поэтому НЛД даже в случае безоговорочной победы на выборах набрать 75% не сможет никак. Фактически военные получали право вето на принципиальные изменения своей Конституции – касающиеся квот военного блока в парламенте, назначения силовых министров, избрания президента и т.д. Чего они не предусмотрели, так это сценария, при котором Аун Сан Су Чжи в качестве фактического гражданского главы правительства сможет использовать свое положение и поддержку в обществе для контроля за президентскими выборами и затем управлять страной через своего назначенца. А именно это и произошло в 2016 году.

Если военные надеялись, что выборы 8 ноября 2020 года не будут столь успешны для НЛД, как пять лет назад, то они, несомненно, были сильно разочарованы. Несмотря на невыполнение гражданским правительством многих поставленных задач в течение первых пяти лет нахождения у власти и связанную с этим критику, выборы тем не менее показали, что Аун Сан Су Чжи и ее команда в отличие от военных пользуются доверием народа. Получив 83% избранных мест в парламенте, НЛД еще больше расширила свое влияние в стране. А созданная военными Союзная партия солидарности и развития (СПСР), напротив, показала весьма слабый результат: она получила всего 7% голосов.

Ноябрьские выборы 2020 года продемонстрировали, что спустя 10 лет после начала перехода к частичной демократии военные правители Мьянмы столкнулись с двумя серьезными проблемами: сохраняющейся популярностью Аун Сан Су Чжи и своей собственной хронической непопулярностью. Предстоявший второй срок правления НЛД без какой-либо перспективы возвращения к прежнему уровню влияния военных на правительство и на процедуру избрания президента был слишком большим разочарованием для генералов, чтобы смириться с ним. У старшего генерала Мин Аун Хлаина крепло опасение, что чем дольше Аун Сан Су Чжи находится у власти, тем труднее ей будет противостоять. Лидер НЛД не скрывала, что главной ее целью является внесение в Конституцию поправок, лишающих военных возможности влиять на внутреннюю политику. Она всегда выступала за профессиональную армию, которая должна защищать от внешней угрозы, а не руководить страной.

Первые приговоры государственному советнику и президенту Мьянмы – двухлетнее тюремное заключение за нарушение ограничений, связанных с коронавирусом и подстрекательство к мятежу. Подстрекательством были признаны заявления НЛД от 7 и 13 февраля, выпущенные, когда оба политика уже были за решеткой. В них осуждались незаконные аресты и содержался призыв противостоять перевороту. Аун Сан Су Чжи было предъявлено также обвинение в нарушении закона об экспорте и импорте и закона о телекоммуникациях. Ей ставится в вину незаконный импорт и использование раций − портативных устройств связи, которыми пользовалась и которые приобретала ее охрана. Нетрудно заметить, что все эти обвинения на суровые приговоры не тянут и вообще выглядят смехотворно, как и обвинения военных в адрес Союзной избирательной комиссии, что та якобы сфальсифицировала выборы в пользу НЛД.

Казалось бы, два года для человека, которому в этом году исполнилось 76 лет, – это уже безмерно жесткое наказание. Но против Аун Сан Су Чжи имеются и другие обвинения, которые касаются закона о государственной тайне и закона о борьбе с коррупцией. Ей грозит еще 11 уголовных дел с максимальными сроками наказания в общей сложности более 100 лет. Многие из нынешнего поколения военных пришли к выводу, что бывшие генералы-реформаторы 10 лет назад зашли слишком далеко в деле политической либерализации и совершили большую ошибку, позволив Аун Сан Су Чжи вернуться на политическую сцену. Теперь, как они считают, пришло время эту ошибку исправить. Цена такой победы их не волнует. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Виктор Надеин-Раевский

Турецкий избиратель недоволен непоследовательностью президента во внешней и внутренней политике

0
235
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
543
Контуры предвидимого мира – 2050 год

Контуры предвидимого мира – 2050 год

Виктор Лось

Можно ли преодолеть критическую триаду глобального кризиса

0
564
Битва за алкоголь депутата Кочиева

Битва за алкоголь депутата Кочиева

Виталий Барсуков

Чем наведение порядка в отрасли помешало парламентарию

0
252

Другие новости