Миссия вести переговоры с США возложена на замминистра иностранных дел Сергея Рябкова. Кадр из видео с сайта МИД РФ
Переговоры России с США по гарантиям безопасности могут состояться в начале 2022 года в Женеве, сообщил на большой пресс-конференции в минувший четверг президент Владимир Путин. «Надеюсь, что развитие ситуации пойдет именно по этому пути», – добавил он.
Началом активного дипломатического наступления России с целью остановить расширение НАТО на восток можно считать 18 ноября, когда Путин на расширенной коллегии МИД РФ дал поручение «обязательно ставить вопрос о том, чтобы добиваться предоставления России серьезных долгосрочных гарантий обеспечения нашей безопасности».
Путин конкретизировал свое поручение 1 декабря, выступая на церемонии вручения верительных грамот: «В диалоге с Соединенными Штатами и их союзниками будем настаивать на выработке конкретных договоренностей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на восток и размещение угрожающих нам систем оружия в непосредственной близости к территории России. Предлагаем начать на этот счет предметные переговоры. Особо отмечу: нам нужны именно правовые, юридические гарантии, поскольку западные коллеги не выполнили взятые на себя соответствующие устные обязательства».
По итогам двухчасовой онлайн-встречи с президентом США Джозефом Байденом 7 декабря Путин рассказал, что стороны продолжат дискуссию о глобальной безопасности, которая должна «распространяться в равной степени на всех». По его словам, свои соображения Россия должна была подготовить в течение недели и передать их американской стороне на рассмотрение.
В свою очередь, Байден анонсировал встречу на самом высоком уровне с участием России, США и как минимум четырех союзников Вашингтона по НАТО. На ней, по его словам, должны обсудить российскую обеспокоенность касательно расширения альянса и то, «возможно ли выработать какие-либо меры для снижения напряженности на восточном фланге». Четырьмя союзниками, судя по всему, являются Великобритания, Германия, Италия и Франция. С лидерами этих стран Байден говорил до и сразу после переговоров с Путиным. Фактически США впервые признали, что у России могут быть «озабоченности» расширением НАТО, хотя раньше они отметались как надуманные.
Спустя неделю прибывшая в Москву помощница госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид получила проекты двух подготовленных российской стороной документов: договора с США о гарантиях безопасности, а также соглашения о мерах обеспечения безопасности РФ и государств – членов НАТО. Сами же эти документы были опубликованы на сайте МИДа 17 декабря. В них Москва требует от Вашингтона и его союзников юридически зафиксировать отказ от расширения НАТО на восток, в том числе присоединения Украины, прекратить военное сотрудничество с постсоветскими странами, убрать американское ядерное оружие из Европы, отвести силы Североатлантического альянса на позиции 1997 года и т.д.
При этом в Москве дали понять, что готовы к переговорам с США «хоть завтра». Об этом говорил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков, изъявивший готовность в любой момент вылететь в Швейцарию на консультации с американцами. Помощник российского лидера Юрий Ушаков также сообщил помощнику президента США по национальной безопасности Джейку Салливану о готовности Москвы незамедлительно начать переговоры по проектам представленных документов.
Выступая 21 декабря на расширенной коллегии Министерства обороны, Путин уточнил, что России нужны не устные, а письменные, юридически обязывающие гарантии безопасности. При этом он пояснил, что российское требование гарантий не является ультиматумом, но страны Запада должны в скором времени дать на него «ясный ответ». У президента вызывают озабоченность наращивание непосредственно у российских границ военной группировки НАТО и проведение крупномасштабных маневров, в том числе незапланированных. «В случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег мы будем принимать адекватные военно-технические меры», – предупредил он.
Ответ последовал в тот же день из Брюсселя от той же Донфрид. «Мы послали России ясный сигнал о том, что готовы вести с ней дипломатические обсуждения предложений, которые она положила на стол переговоров»,– рассказала она в ходе брифинга. И уточнила, что работа может одновременно вестись в трех форматах: двустороннем российско-американском, в рамках Совета Россия–НАТО (СРН) и на площадке ОБСЕ.
Вместе с тем из заявления Донфрид, как и госсекретаря Энтони Блинкена, следовало, что ряд требований России США считают заведомо неприемлемыми. По словам последнего, переговоры возможны лишь в условиях деэскалации у границ Украины и в координации с европейскими союзниками. И речь на них должна идти не только о предложениях РФ, но и о действиях Москвы, вызывающих обеспокоенность США и НАТО.
В схожем духе высказался генсек НАТО Йенс Столтенберг: «Мы по-прежнему готовы к содержательному диалогу с Россией, и я намерен созвать новое заседание Совета Россия–НАТО как можно скорее в новом году». И это несмотря на то, что Москва была вынуждена закрыть свое постпредство при НАТО, а структура СРН в виде рабочих групп, подготовительного комитета и других составных элементов демонтирована. В то же время Столтенберг предупредил, что альянс никогда не пойдет на компромисс с Россией по поводу расширения и суверенного права Украины и Грузии выбирать свой путь.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью RT назвал «не очень адекватными» заявления Столтенберга. Напомним, что СРН не собирался с июля 2019 года. С точки зрения Москвы, такая встреча не представляла интереса, поскольку в НАТО не были готовы рассматривать российские озабоченности в сфере обеспечения безопасности. При этом российское руководство считало, что вся система европейской безопасности обеспечивается Соединенными Штатами. Поэтому на фоне стремительного разрушения архитектуры стратегической стабильности и безопасности в Европе Москве не было смысла обсуждать этот вопрос с подчиненными США структурами.
«Российская сторона изначально предложила прямые переговоры с США, – пишет по этому поводу американская Wall Street Journal. – США, однако, не хотят создавать впечатление, будто дискуссии о том, что могло бы оказаться новым разделом Европы на сферы влияния, будут проходить без участия союзников Америки».
Комментируя высказывания представителей Запада о наращивании войск РФ на границе с Украиной, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отметил: что бы ни делала Россия со своими войсками, она делает это на собственной территории. «Здесь мы вряд ли можем позволить согласиться с тем, чтобы кто-либо оспаривал это наше суверенное право», – заявил он. При этом Россия предпринимает действия по передислокации своих вооруженных сил на фоне недружественных действий НАТО, США и европейских стран.
В числе таких действий – недавнее решение командования НАТО повысить боеготовность сил быстрого реагирования с учетом ситуации вокруг Украины, о чем немецкой Welt сообщил высокопоставленный представитель альянса. Согласно информации газеты, срок готовности к развертыванию в зоне кризиса Объединенной оперативной группы повышенной готовности (VJTF), созданной по решению саммита НАТО в Уэльсе в 2014 году, сокращен с семи до пяти дней. VJTF состоит из 6,4 тыс. человек, группу возглавляет Турция.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу охарактеризовал напряженность между Россией и НАТО как «достигшую опасного уровня». По его словам, «Турция не будет игнорировать тесные отношения с Украиной только из-за обширных отношений с Россией».
Отвечая на вопрос, возможна ли позитивная роль Анкары в этой ситуации с учетом того, что Турция входит в НАТО, Песков обратил внимание на то, что страны альянса занимают разную позицию по отношению к России. «Есть страны, которые занимают такие позиции, крайне недружественные нам, а есть страны, наоборот, которые последовательно проводят линию на продолжение диалога и на решение всех проблем дипломатическим путем и склонны к тому, чтобы учитывать реальные озабоченности РФ. Безусловно, такие страны способны внести весьма и весьма позитивный вклад в этот процесс», – сказал представитель Кремля.
Как бы то ни было, в Кремле рассчитывают, что переговоры по предложениям России начнутся в январе. Только после того как на этих консультациях будут достигнуты конкретные договоренности, по мнению Пескова, можно будет говорить об очном саммите Путина и Байдена.
В любом случае Россия сформулировала свои геополитические интересы. Но повышенная дипломатическая активность в публичном поле вызывает вопросы: ведь договоренности по столь чувствительным темам принято обсуждать за закрытыми дверями.
комментарии(0)