Перенос президентских выборов вызвал недовольство части населения Ливии. Фото Reuters
Намеченные на 24 декабря 2021 года президентские и парламентские выборы в Ливии за два дня до голосования были отменены. Высшая национальная избирательная комиссия предложила перенести их на 24 января 2022-го. И.о. спецпредставителя генсека ООН по Ливии Стефани Уильямс считает возможным временем выборов в этой стране июнь.
Считается, что основной причиной срыва выборов стало неутверждение окончательного списка кандидатов. Среди них оказались непосредственно причастные к убийствам, похищениям людей, нелегальной миграции и торговле наркотиками. Судебные власти или не могли, или не хотели принимать решений по отстранению таких людей от участия в выборах.
Действия соперничающих сторон по принципу «все или ничего» привели к массовым нарушениям: появлению поддельных национальных идентификационных номеров и записей актов гражданского состояния, краже избирательных карточек или их регистрации на умерших, выдаче в нарушение закона ливийских паспортов 250 тыс. иностранцам. Не обошлось и без угроз в адрес членов избиркомов и нападений на избирательные участки.
Президиум Палаты представителей (ПП, выполняет функции парламента) сформировал комитет по подготовке новой «дорожной карты» для проведения президентских и парламентских выборов. Его члены заявили, что намерены найти взаимоприемлемые решения со всеми сторонами.
Прежде всего надо пересмотреть разработанные ПП правила выборов. Всем понятно, что без этого упорядочить избирательный процесс и выйти на консенсус, утраивающий все политические силы, партии и вооруженные группировки, невозможно. Договоренности должны касаться в первую очередь конституционных основ избирательного процесса, гарантий признания результатов выборов всеми сторонами и объема полномочий избранного президента и парламента.
Судя по поступающим из Ливии сообщениям, там идут активные переговоры между основными претендентами на президентский пост. Но речь идет не о поиске компромиссов, а о возможных предвыборных альянсах. Недавние непримиримые враги – фельдмаршал Халифа Хафтар (командующий ЛНА), Фатхи Башага (бывший глава МВД в Правительстве национального единства Фаиза Сараджа) и Ахмед Майтыг (экс-заместитель Сараджа) – намерены объединиться против главы переходного правительства Абдель Хамида Дбейбы. Каждый из них опирается как на своих сторонников в стране, так и на внешних спонсоров.
Из всех кандидатов в президенты Ливии наиболее сильным считается Дбейба. Реально его влияние распространяется на Триполи и часть прилегающих к нему районов. Но за время нахождения на посту главы временного правительства он сделал немало в плане поддержки отдельных групп населения, в том числе молодежи. Если бы выборы состоялись сегодня, то за него, по данным опросов, проголосовали 40–50% респондентов.
Стиль управления Дбейбы отличается осторожностью. Он старается избегать резких шагов и маневрирует между соперничающими группировками. Имея репутацию протурецкого политика, в то же время он сумел установить рабочие отношения с другими международными игроками, чем не может похвастать ни один другой конкурент.
Ставку на Турцию, важнейшего игрока в ливийском конфликте, делают и другие кандидаты на президентский пост из числа политических тяжеловесов. В их числе Фатхи Башага и председатель ПП Агила Салех. Надо полагать, что Турция при таком выборе не будет однозначно ставить на какого-то конкретного кандидата. Об этом свидетельствует готовность принять в Анкаре и Хафтара.
На президентский пост претендует и один из оставшихся в живых сыновей Муаммара Каддафи – Сейф аль-Ислам. По оценкам экспертов, его могут поддержать порядка 20% избирателей из оазиса Сабха и одноименного города на юго-западе Ливии. Если бы выборы состоялись 24 декабря 2021 года, то он занял бы второе место.
Многие задаются вопросом: а стоит ли форсировать проведение голосования? Выборы ради выборов в расколотом обществе могут легко нарушить установившийся хрупкий мир в Ливии и вновь погрузить ее в пучину гражданской войны. После Муаммара Каддафи там пока не появилось общенациональной консолидирующей фигуры. Сына Каддафи не приемлют в Триполитании и Киренаике, Дбейбу – в Феццане и Киренаике, Хафтара – в Феццане и Триполитании. Но ни один из них даже в случае победы не устроит всех.
Ливия расколота. С 2011 года в каждом регионе сформировались свои элиты с собственными вооруженными отрядами. От полученной силой оружия власти никто добровольно не откажется. Надо договариваться, чтобы соблюсти интересы каждого. Выборы этого не решат. Наоборот, в условиях раздрая в обществе форсирование их проведения с неприемлемыми результатами только обострит ситуацию. Может быть, лучше выработать другую модель поэтапного возвращения Ливии к нормальной жизни?
К примеру, первый этап – возрождение национальной экономики и решение первоочередных социальных проблем. Второй (после достижения стабильности в обществе) – определение государственного устройства, функций центра и регионов. Третий – общенациональные выборы.
Наиболее оптимальным видится федеративное устройство Ливии с широкими полномочиями регионов и с сохранением за центральным правительством ведения вопросами, связанными с внешней политикой, обороной, финансами и распределением доходов от продажи природных ресурсов. Ведь распределение доходов от продажи основного богатства – нефти и газа – во многом влияет на стабильность в этой стране.
комментарии(0)