Педро Кастильо призывает перуанских политиков к отказу от противостояния. Фото Reuters
В Перу сохраняется крайне тревожная политическая обстановка. Только за минувшие полгода сменилось четыре кабинета министров в администрации президента Педро Кастильо. Провинциальный сельский учитель вступил в должность 28 июля 2021 года, добившись успеха в драматическом поединке с ветераном электоральных сражений Кейко Фухимори.
В схватке за высший пост участвовали пять претендентов. Во второй тур вышли двое. Кастильо получил 19,19% голосов, Фухимори – 13,36%. Предварительные результаты обнародовали не сразу, а спустя несколько дней. Еще дольше длилось объявление окончательных итогов. Сначала впереди оказалась Фухимори, имевшая преимущество в столице, затем ее опередили бастионы Кастильо – сельская местность и горные районы. Ждали информацию о предпочтениях избирателей, проживающих за рубежом. Подсчет длился с 6 июня по 19 июля. Это беспрецедентный случай. Высшая электоральная инстанция, боясь ошибиться и вызвать нарекания, скрупулезно считала и пересчитывала голоса.
Победителем схватки стал малоопытный Кастильо, выдвинутый организацией «Свободное Перу». Он ратовал за всемерное усиление роли государства, национализацию ключевых отраслей, дополнительные налоги на доходы горнодобывающих компаний, созыв Конституционной ассамблеи для реформирования Основного закона. На его мировосприятие как выходца из Кахамарки оказал воздействие парадокс: бедный департамент богат залежами минеральных ресурсов, в том числе золота. Кастильо предлагал адресную поддержку неимущих слоев.
Местные и зарубежные эксперты предрекли новичку нелегкую судьбу. И не ошиблись. Вскоре после вступления в должность возник острейший конфликт с министром внутренних дел Авельяно Гильеном. Причина – разногласия с руководителем Национальной гвардии по поводу методов борьбы с уличной преступностью, захлестнувшей города и веси. Вслед за этим подала в отставку премьер Марта Васкес из-за невозможности достичь приемлемого консенсуса в кабинете министров.
Очередным председателем правительства стал конгрессмен Эктор Валер. Но на этом треволнения президента не закончились. Вскоре сменилось еще два кабинета. 8 февраля 2022 года четвертым премьер-министром был назначен бывший глава Минюста Анибал Торрес.
Четыре правительства за короткий срок – явный перебор. Ситуацию усугубили проливные дожди, обрушившиеся на департамент, где выращивается картофель и другие сельскохозяйственные культуры.
Наспех сколоченную политическую организацию раздирают острейшие противоречия. Одно из крыльев подталкивает главу государства влево. Но Кастильо держится – сказывается крестьянская закваска. Его успех не в последнюю очередь объясняется нежеланием большинства граждан видеть на первых ролях продолжателя дела экс-президента Альберто Фухимори. Но следует сказать, что определенный сегмент электората поддерживает этого деятеля, признает его заслуги во многих областях. Это свидетельство глубокого раскола общества.
После импичмента Фухимори, находившегося у руля правления 10 лет и приговоренного к тюремному заключению на 25 лет за нарушение прав человека, политические процессы в Перу вернулись в относительно нормальное русло. Переходная администрация провела досрочные выборы. Однако турбулентность стала характерной чертой жизни общества. С 2016 года страна переживает сложный период. За пять лет в Перу сменились четыре президента.
Кастильо – новичок на политической сцене. Он приобрел известность как организатор масштабного выступления профсоюза учителей в 2017 году с требованием повышения заработной платы. Оно обрело общенациональную значимость. Бизнес опасался, что победитель двинется по пути левых радикалов. Сам Кастильо открещивается от подобного варианта, сохраняет автономию Центрального резервного банка от исполнительных органов. Старается не делать резких шагов, способных разбалансировать экономику. При этом Кастильо неизменно подчеркивает приоритетную цель своего правления: «Покончить с бедностью в богатой стране».
Президент учитывает, что все его предшественники демонстрировали приверженность свободному рынку. И он не забывает об этом при реализации курса. Тем более что у его фракции в Национальном конгрессе, состоящем из 130 депутатов, нет квалифицированного большинства. Сторонники действующего главы государства имеют лишь 37 мест. Им приходится лавировать, действовать осторожно, словно саперам на минном поле. Поэтому правящая команда не спешит реализовывать некоторые предвыборные обещания. Например, созывать Конституционную ассамблею для реформирования Основного закона.
Ситуацию осложняет пандемия. 1,9 млн перуанцев заразились, по данному показателю на душу населения страна оказалась лидером в мире: 69 тыс. умерли, 2 млн потеряли работу. Треть 33-миллионного населения прозябает за чертой бедности.
Уязвимость нынешней власти заключается в отсутствии единства, присутствии в ней лиц, придерживающихся взаимоисключающих взглядов. На данную особенность обращает пристальное внимание местная пресса.
В складывающихся условиях не исключена вероятность импичмента Кастильо, как не раз случалось ранее. Во всяком случае, Кейко Фухимори, не смирившаяся с поражением, не теряет надежды. Она закаленный боец: несмотря на относительные неудачи, упорно двигалась к заветной цели.
Пока ясно одно. Молодого главу государства, не снимающего широкую соломенную шляпу, ждут очередные испытания. Хотя в его пользу говорит неплохой по нынешним временам экономический рост Перу, составляющий 3%.
комментарии(0)