Педро Кастильо и членов его семьи подозревают в причастности к криминальной деятельности. Фото Reuters
Позиции Педро Кастильо, 52-летнего бывшего сельского учителя из глубинки, неожиданно одержавшего победу на президентских выборах в Перу чуть более года назад, становятся все более шаткими. Его призывы к оппозиции достичь примирения с целью установить конструктивное сотрудничество «во имя процветания страны и перуанского народа» по-прежнему остаются без ответа.
Начавший политическую карьеру с участия в протестных митингах, кандидат от левой партии «Свободное Перу» Педро Кастильо умело использовал во время предвыборной кампании настроения многомиллионной бедноты преимущественно индейского происхождения, которую подкупили его предвыборные обещания и левацкие лозунги в духе марксистских постулатов и идей боливарианской революции Уго Чавеса. Тронул он и сердца либеральной интеллигенции, пообещав ей принять новую «более справедливую» Конституцию, провести реформу госаппарата в сторону его децентрализации и уменьшения должностных окладов чиновников, а также значительно увеличить расходы на социальные программы.
Ведущие оппозиционные партии («Народная сила», «Народное действие», «Альянс за прогресс» и др.), превалирующие в Конгрессе Республики (парламенте страны) и до сих пор не смирившиеся с поражением на выборах их кандидата Кейко Фухимори, продолжают «вставлять палки в колеса» Кастильо с целью его окончательной дискредитации, создания условий для его отстранения от власти и проведения новых выборов.
А парламент Перу обладает, согласно Конституции, весьма большими полномочиями. Он принимает и отменяет законы, осуществляет контроль над исполнительной и судебной ветвями власти (может вынести вотум недоверия как одному министру, так и всему правительству), имеет право возбудить судебное расследование в отношении президента страны и при определенных условиях отправить его в отставку простым большинством голосов. Примечательно недавнее решение парламента, запретившего Кастильо покидать страну с целью выезда в Боготу на инаугурацию нового президента Колумбии Густаво Петро. Позже Кастильо публично назвал это решение «международным позором».
Несмотря на победу на выборах, «народному» президенту, как его еще совсем недавно называли некоторые латиноамериканские СМИ левого толка, не удалось провести в высший законодательный орган такое число своих сторонников, которое обеспечивало бы одобрение парламентом его начинаний. В результате значительная часть его инициатив и предвыборных обещаний блокируется Конгрессом и остается нереализованной.
Кастильо никак не удается стабилизировать правительственный кабинет, состав которого он за короткий срок своего президентства менял уже четырежды. Его постоянно обвиняют в коррупции и злоупотреблении служебным положением и даже вызывали на допрос в Генеральную прокуратуру. Последняя на днях начала шестое по счету разбирательство в отношении Кастильо. Ранее были инициированы расследования в связи с подозрением президента в торговле влиянием, незаконном обогащении, безосновательном назначении на высокие должности приближенных и даже в плагиате магистерской диссертации. На этот раз его подозревают в «препятствовании правосудию» при расследовании в отношении ряда бывших членов правительства. Как и ранее, Кастильо подобные обвинения отверг.
Удары наносятся и по членам семьи Кастильо. Не так давно его супругу Лилию Паредес де Кастильо осудили за нежелание давать показания по делу о возможном плагиате диссертации ее мужа (якобы ей было известно о «сделке» Кастильо с руководством Университета Сесара Вальехо). А на днях Генпрокуратура обвинила первую леди в том, что она будто бы руководит преступным сообществом, занимающимся отмыванием денег и небескорыстным содействием ряду частных компаний в получении госзаказов на выполнение различных работ. Ключевыми фигурами, по версии Генпрокуратуры, в данном криминальном сообществе являются помимо жены Кастильо ее братья Уолтер и Давид, ее сестра Йенифер, а также некий предприниматель Уго Эспино Лукана. Последний арестован и якобы уже дает показания, согласно которым супруга президента через свою сестру Йенифер Паредес заправляла доходами от деятельности указанной преступной группировки.
Согласно информации спецподразделения финансовой разведки, входящего в структуру Министерства экономики и финансов Перу, якобы уже удалось обнаружить следы нескольких банковских транзакций между Йенифер Паредес и бизнесменами, которым было оказано соответствующее содействие. Причем они были проведены через банк, находящийся всего в 100 м от президентского дворца.
В отношении Йенифер также инициировано расследование в связи с подозрением в ее причастности к торговле влиянием. Накануне Йенифер неожиданно исчезла и на фоне слухов, будто она укрылась от правосудия в президентском дворце, даже была объявлена в розыск. Но потом она сама сдалась правоохранительным органам. По сообщению представителя Генпрокуратуры, сестре жены президента грозит тюремное заключение сроком от трех лет.
Эксперты ряда латиноамериканских стран сходятся во мнении, что на фоне стремительного падения популярности Кастильо (недавний опрос общественного мнения, проведенный Институтом перуанских исследований IEP, показал, что 68% граждан больше его не поддерживают) довольно серьезные обвинения, предъявленные его ближайшим родственникам, чреваты негативными для него последствиями. Не исключено, что возможное получение Генеральной прокуратурой веских доказательств причастности членов его семьи к криминальной деятельности даже может привести к его отставке. Парламент уже дважды выносил на обсуждение вопрос об импичменте Кастильо. Но президенту в обоих случаях удалось его избежать. На этот раз все для него может окончиться трагически.