Впервые с 1991 года военный союз, объединяющий страны Европы и Северной Америки, обрел вероятного противника и смысл своего существования. Фото с сайта www.dvidshub.net
После начала специальной военной операции Организация Североатлантического договора радикальным образом изменила свой подход к России. В принятой в 2010 году стратегической концепции НАТО говорилось, что «сотрудничество НАТО с Россией имеет стратегическое значение, поскольку оно содействует созданию единого пространства мира, стабильности и безопасности. НАТО не представляет угрозы для России. Наоборот, мы хотим видеть подлинно стратегическое партнерство между НАТО и Россией, и мы будем действовать соответственно, ожидая от России взаимности».
А вот в принятой в июне 2022 году стратегической концепции о России говорилось нечто совсем иное: «Российская Федерация представляет собой наиболее значительную и прямую угрозу безопасности союзников, а также миру и стабильности в Евроатлантическом регионе». Иными словами, впервые после окончания холодной войны у Североатлантического альянса появился наконец настоящий враг – без которого существование любого военного союза становится бессмысленным. Ну не могут же быть врагом у мощнейшего в мире военного альянса какие-то «международные террористы»!
Совершенно логичным в этой связи выглядит решение НАТО о дальнейшем продвижении на Восток – за счет вступления в альянс Швеции и Финляндии. После вступления Финляндии в Организацию Североатлантического договора протяженность общей границы альянса с Россией возрастет на 1271 км. У НАТО появится возможность разместить дополнительную военную инфраструктуру в непосредственной близости от второй российской столицы – Санкт-Петербурга.
НАТО не ограничилась констатацией того, что Россия – враг № 1. Были предприняты конкретные военные и военно-технические меры, направленные на поддержку Украины в ее конфликте с РФ. Страны – члены НАТО оказали Киеву серьезную политическую, экономическую и дипломатическую поддержку. Огромное значение имели и поставки вооружений, военной техники и снаряжения Вооруженным силам Украины, а также передаваемая этой стране разведывательная информация.
Наиболее существенную помощь Украине оказали США. По состоянию на 4 октября с.г. Соединенные Штаты оказали Украине военную помощь на сумму 16,8 млрд долл. (в период после 24 февраля). Американцы поставили Вооруженным силам Украины 142 гаубицы калибром 155 мм и 36 гаубиц калибром 105 мм, 38 мобильных пусковых установок реактивных систем залпового огня типа HIMARS, 200 бронетранспортеров типа М-113, 20 вертолетов типа Ми-17, 20 минометов калибром 120 мм.
Большую помощь Украине оказала Польша (230 единиц танков Т-72М, 20 единиц РСЗО БМ-21, то же количество самоходных гаубиц 2С1, не менее 40 БМП-1, 18 САУ Krab (принято решение о новых поставках в Украину САУ этого типа).
Германия поставила в Украину РЛС COBRA, 3 РСЗО M270 MLRS (версия MARS2) с боезапасом, 7 САУ PzH 2000, 30 ЗСУ Gepard, а также 54 бронетранспортера M113
Великобритания предоставила Вооруженным силам Украины 20 САУ AS-90 и 45 тыс. снарядов к ним, бронетранспортеры FV4333 Stormer, оснащенные зенитно-ракетными комплексами Starstreak и самонаводящиеся ракеты класса «воздух-земля» Brimstone, 20 единиц 155-мм САУ M109 и 36 единиц 105-мм артиллерийских орудий L119, противобатарейные радиолокационные системы и более 50 тыс. боеприпасов для артиллерии времен СССР, а также переносные ЗРК, ПТУР и беспилотники.
Чехия направила в Украину до 40 танков Т-72 и бронемашин БМП-1, а также более 20 реактивных систем залпового огня RM-70 Vampire, 20 САУ DANA (модификации Zuzana), РСЗО БМ-21 и самоходные гаубицы 2С1. Кроме того, Чехия передала Вооруженным силам Украины партию ударных вертолетов Ми-24.
Франция поставила Украине 18 САУ CAESAR, бронетранспортеры VAB и ACMAT Bastion, а также противокорабельные ракеты Exocet.
Всего, по неофициальным данным, союзники по НАТО поставили Украине свыше 300 танков и свыше 200 БМП, а также несколько сот артиллерийских орудий и бронетранспортеров, не считая легкого стрелкового оружия. Эти поставки, разумеется, способствовали затягиванию конфликта в Украине.
В то же время военные эксперты и на Западе, и в России обратили внимание на то, что до сих пор доля современных технически сложных систем вооружения в этих поставках была сравнительно невелика. В основном в Украину поставлялись устаревшие системы из старых запасов – преимущественно еще советского производства. И, судя по всему, эти старые запасы в настоящее время практически исчерпаны.
То, что в Украину новейшие системы вооружений поставляются в ограниченных количествах, не случайно: обслуживание и ремонт таких систем, как основные боевые танки «Абрамс М1» или «Леопард-2», или боевые машины пехоты «Брэдли», или «Мардер» – это очень сложно и дорого. Необходимо иметь соответствующее оборудование и хорошо обученный и подготовленный персонал. Более того, необходима длительная переподготовка и слаживание экипажей для управления этой новейшей западной техникой. И главное – этой техники не хватает самим западным странам.
Вот почему не приходится рассчитывать в ближайшее время на массированные поставки в Украину новейшей западной военной техники. А настойчивые до неприличия требования Киева об этих поставках чем дальше, тем больше будут вызывать раздражение у западных лидеров, многие из которых уже склоняются к мысли о том, что конфликт в Украине слишком затянулся и пора бы его закончить.
Но даже после завершения активной фазы нынешнего конфликта в Украине отношения между Россией и НАТО не вернутся к «стратегическому партнерству». В любой обозримой перспективе в отношениях между Брюсселем и Москвой будет продолжаться холодная война № 2.