Председательствовать на саммите Тихоокеанского альянса будет президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор. Фото с сайта www.gob.mx
На фоне непрекращающейся борьбы ведущих мировых держав за свое превосходство, а также резко обострившейся ситуации в Европе в связи с продолжающимся вооруженным конфликтом России и Украины находящиеся на другом конце света и вдали от политических и экономических потрясений государства Латинской Америки все больше склоняются к расширению регионального сотрудничества, нежели к участию в международных глобальных и, как показывает практика, малоэффективных объединениях. А ведущую роль в этом намерена сыграть Мексика и лично ее президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор.
Во второй половине ноября в Мехико (первоначально встреча планировалась в штате Уахака, но потом ее решили все-таки перенести в мексиканскую столицу) прибудут с визитами первые лица Чили, Аргентины, Бразилии, Эквадора, Перу и Колумбии. Председательствовать на встрече будет хозяин мероприятия – мексиканский президент, а главной темой саммита станет укрепление интеграционных процессов в странах Латинской Америки, и прежде всего государствах, выходящих на побережье Тихого океана.
Подобная инициатива имеет под собой сразу несколько важных составляющих. Прежде всего страны Латинской Америки просто вынуждены в данный момент укреплять сотрудничество между собой в связи с резко обострившимся противостоянием как США и России, так и Вашингтона с Пекином. Ни одна страна Латинской Америки – даже самые влиятельные и крупные по населению и территории типа Мексики, Бразилии и Аргентины – не имеет глобальных международных амбиций. А участвовать в борьбе за мировое влияние на чьей-то стороне они не считают выгодным ни для каждой страны по отдельности, ни для всего региона.
Серьезно пострадав в результате пандемии ковида, латиноамериканские страны нуждаются сегодня, как никогда ранее, в тесном взаимодействии между собой, а не в подыгрывании мировым державам в их амбициозных экономических и политических планах. И не случайно лидирующую роль в этих процессах взял на себя именно мексиканский президент, которого по каким-то странным причинам до сих пор принято относить к «левым», хотя на самом деле он, наверное, за всю мексиканскую историю самый «пронародный» руководитель этого государства.
Ключевую роль Мексика намерена играть и в так называемом Тихоокеанском альянсе, в который входят помимо нее Чили, Перу и Колумбия. Любопытно, что в данный момент все эти страны возглавляют вроде бы представители левых сил (хотя это очень относительно). Создан же альянс был в 2011 году, когда в этих странах были у власти сторонники правых. Объединение это, надо признать, весьма аморфное и пока ничем существенным и влиятельным себя на континенте не зарекомендовало.
Тем не менее именно на эти страны приходится 38% всего ВВП Латинской Америки и Карибов и 50% всей внешней торговли. Теперь же, когда в рамках различных международных организаций (типа G20, БРИКС и др.) государствам даже с большим желанием расширять экономическое сотрудничество ничего толком не удается добиться, латиноамериканские страны, выходящие на побережье Тихого океана, решили укреплять сотрудничество исключительно между собой и в своих собственных интересах, не дожидаясь чьего-либо внешнего распоряжения.
Символично, что встречи на высшем уровне руководителей стран Латинской Америки пройдут именно в Мексике. Президент этой страны не ездит по заграницам и показательно игнорирует все саммиты в глобальном и региональном масштабе, которые проводятся вне территории его страны. Зато всех тех, кто заинтересован в сотрудничестве с Мексикой, он рад приветствовать у себя дома, а на уровне латиноамериканских коллег все четыре года нахождения у власти он настойчиво проталкивает идею укрепления взаимодействия государств континента именно между собой. И как можно меньше отвлекаться на контакты (если они не приносят конкретной экономической выгоды) с другими государствами мира.
Важно и то, что объединиться в своих усилиях по расширению экономического сотрудничества решили страны Тихоокеанского региона как наиболее промышленно продвинутые и настроенные на партнерство вне зависимости от имеющихся политических разногласий. В этом объединении, как можно заметить, отсутствуют две мощные экономические державы Атлантического побережья Южной Америки – Бразилия и Аргентина. Но, как заявил мексиканский президент, сотрудничество с ними будет укрепляться вне зависимости от их географического расположения.
Каковы же дальнейшие планы латиноамериканских государств Тихоокеанского бассейна? Прежде всего им придется договариваться между собой о скоординированной политике в отношении глобального роста цен на продовольствие, энергоресурсы и сельскохозяйственные удобрения. Сам по себе Латиноамериканский континент более чем самодостаточный по всем основным экономическим и сырьевым позициям, но странам региона традиционно не хватает грамотной и прагматично просчитанной координации своих действий. И если в этом плане им удастся договориться до совместных решений, то это уже будет большим достижением. Также этим государствам нужно оперативно определиться, в каком направлении им все-таки развиваться в нынешних очень непростых экономических условиях в мире. На кого равняться, с кем приоритетно сотрудничать и с каких позиций совместно выступать по важнейшим международным как политическим, так и экономическим проблемам.
И здесь вновь многое будет зависеть от Мексики и ее президента. В отличие от коллег по региону Лопесу Обрадору не надо думать о переизбрании (в Мексике один президентский срок – шесть лет). Поэтому у него есть большое желание оставить после себя память как об умелом интеграторе латиноамериканских государств, которые в случае четко отлаженной совместной политики могут стать влиятельной силой не только в Западном полушарии, но и в мировом масштабе.