Вместе с Анджеем Дудой (в центре) в церемонии у памятника Героям гетто приняли участие президенты ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер и Израиля Ицхак Герцог. Фото Reuters
В Варшаве отмечают 80-ю годовщину восстания в еврейском гетто, которое героически началось 19 апреля и трагически закончилось 16 мая 1943 года, а сейчас воспринимается как акт противодействия Холокосту.
Во время Второй мировой войны на территории Польши гитлеровцы создали закрытые немецкие районы в тысячах городов и поселков. Варшавское гетто было самым крупным в Европе. Согласно данным Еврейского исторического института, его численность в 1941 году достигла своего максимума – 460 тыс. человек, многие из которых умирали от голода и болезней.
Первая попытка восстания была предпринята летом 1942 года, когда оккупанты приступили к ликвидации гетто. Восставшим удалось лишь ее оттянуть. С 22 июля по 21 сентября 1942 года было уничтожено около 300 тыс. евреев, в гетто осталось всего 60 тыс.
На рассвете 19 апреля 1943-го около 2 тыс. немецких солдат войск СС вошли в гетто с целью его окончательной ликвидации и встретили около 500 плохо вооруженных членов созданных в подполье Еврейской боевой организации и Еврейского военного союза. Восставшие поодиночке и группами, пользуясь устроенными бункерами, стали оказывать сопротивление. 8 мая, предположительно в результате доноса, немцы обнаружили в одном из бункеров руководство восстанием. О прекращении существования «еврейского жилого района в Варшаве» рапортовали 16 мая после взрыва синагоги.
В ходе восстания погибло примерно 7 тыс. евреев, почти столько же стали жертвами поджогов жилищ защитников гетто. Оставшихся в живых около 15 тыс. человек вывезли в лагерь смерти Треблинка, что в 80 км от Варшавы.
Отметить прискорбный юбилей президент Польши Анджей Дуда пригласил своих коллег из Германии и Израиля – Франк-Вальтера Штайнмайера и Ицхака Герцога. Их участие в памятной церемонии на площади Героев варшавского гетто являло собой «гремучее» сочетание: один представлял страну, на территории которой гитлеровцы создали сеть самых изощренных концлагерей и резерваций для евреев, другой – наследовал генетическую память совершавших военные преступления соотечественников, третий – олицетворял народ-жертву.
Именно Герцог, говоря о восставших, подчеркнул, что «80 лет спустя мы, президенты Польши, Израиля и Германии, будем стоять здесь, приветствуя их героизм и принося вместе вечную клятву их священной памяти, клятву с единственной сутью: никогда больше… Абсолютное зло существовало в виде нацистов и их пособников».
Дуда говорил о восстании в варшавском гетто как символе мужества, решимости и отваги. Он сослался на воспоминания выживших, которые утверждали, что восстание в гетто было не борьбой за жизнь, а борьбой за достоинство, за достойную смерть и свободу решения. Однако свое выступление польский президент начал с неожиданного самодеятельного генезиса событий в оккупированной Варшаве. Оказывается, по его словам, немцы заняли столицу «для того, чтобы потом Польша полностью пала под ударами советских винтовочных прикладов и пуль; для того, чтобы она исчезла с карты, чтобы частично стала просто территорией Германского рейха, а частично стала территорией генерал-губернаторства и советского государства». И без упоминания о том, что 17 января 1945 года Варшава была освобождена войсками Красной армии и 1-й армии Войска Польского.
Штайнмайер стал первым президентом ФРГ, который выступил у памятника Героям гетто. Сопровождавший его председатель Центрального совета евреев в Германии Йозеф Шустер надеялся на ясное послание и четкий сигнал особенно в момент, когда «ксенофобия, антисемитизм и расизм усиливаются в Германии».
Глава немецкого государства признал, что ему необходимо и одновременно тяжело находиться на месте бывшего гетто как немцу и президенту ФРГ, поскольку ужасные преступления, совершенные здесь, вызывают у него глубокий стыд. Он добавил, что немцы тщательно спланировали и провели уничтожение евреев. «Немцы преследовали, порабощали, убивали евреев Европы и евреев Варшавы таким жестоким и бесчеловечным образом, что нам не хватает слов», – сказал Штайнмайер, заметив, что многократно занимался «темой ада, каким было Варшавское гетто». Глава ФРГ заявил, что такое не должно повториться.
Но, по всей видимости, сказано это было не потому, что Германия усвоила уроки Второй мировой войны, а чтобы связать с вопросом военной поддержки Украины. «Это значит, что мы твердо стоим на стороне Украины вместе с Польшей и другими союзниками. Мы поддерживаем Украину в гуманитарном, политическом и военном отношении», – подчеркнул Штайнмайер.
Прозвучавшее «вместе с Польшей» в торжественный момент не должно уводить от нынешних польско-германских отношений, которые достигли критической точки напряжения. Новостной сайт Euractiv обратил внимание, что выступление Штайнмайера в Варшаве состоялось всего через день после того, как польское правительство приняло резолюцию о необходимости «урегулировать» польско-германские отношения, касающиеся военных репараций за ущерб, причиненный немецкими оккупантами Польше в годы Второй мировой войны.
Об этом тремя днями раньше говорил на заседании Сейма (нижней палаты парламента) министр иностранных дел Польши Збигнев Рау, представляя депутатам задачи внешней политики в 2023 году (см. «НГ» от 14.04.23). В почти трехчасовом докладе Рау неоднократно упоминал Германию, обвиняя ее в покорности России, стремлении к гегемонии в Европе и пренебрежении Польшей. Он также упомянул о репарациях, назвав их «неурегулированным долгом». Глава польской дипломатии укорил ФРГ в том, что ее руководство не выдержало испытаний конфликта России с Украиной и не слушало польских предупреждений.
В 1970 году канцлер ФРГ Вилли Брандт встал на колени перед памятником погибшим в Варшавском гетто. Этот акт покаяния вошел в историю. Тогда этого жеста хватило, чтобы заявить о примирении. Сегодня этого не скажешь, несмотря на клятвенные речи на памятной церемонии.