0
34979
Газета Интернет-версия

18.06.2023 17:08:00

Кому достанется Африка

Россия задумалась о масштабном расширении присутствия на континенте

Юрий Сигов

Об авторе: Юрий Игоревич Сигов – журналист-международник.

Тэги: африка, демография, образование, мировая экономика, интеграция, рф, китай


африка, демография, образование, мировая экономика, интеграция, рф, китай 7 июня глава МИДа Сергей Лавров приветствовал послов на приеме по случаю Дня Африки. Фото с сайта www.mid.ru

В нынешние непростые времена страны мира пытаются определить свое место в раскладе сил. Одни (а именно коллективный Запад) пытаются любыми путями сохранить свое доминирующее положение. Другие (поднимающиеся с колен гиганты нового миропорядка по типу стран БРИКС) никак не найдут подходящую форму взаимодействия, которая позволила бы им как минимум уровняться с первой группой государств.

Третьи же (то есть все остальные) не хотят и с первыми особо разрывать давно сложившиеся отношения (даже подчас грабительские и унизительные), и ко второй группе, если уж и как-то подсоединяться, то так, чтобы выгода от этого была для них максимальной. Именно поэтому государства Латинской Америки, Африки и «Азии среднего калибра» стремятся подороже «продать себя» всем, кто с ними сотрудничать намерен. И максимально привлечь внимание к тому, что есть только у них, и отсутствует у конкурентов.

Еще совсем недавно в центре мирового внимания как для политиков, так и для финансистов и представителей крупного бизнеса был Китай. Им восхищались, цифры китайского роста ВВП произносили что в Вашингтоне, что в Москве с придыханием от зависти и восхищения. А о китайских инвестициях во все уголки планеты до сих пор ходят легенды. На Китай повсеместно предлагали равняться и всерьез считали его новой мировой державой номер один вместо США.

И для подобных дифирамбов в адрес Пекина были конкретные основания. C 1980-х до 2020-х годов четверть всего мирового ВВП приходилась на Китай, 22% – на США, 12% – на Евросоюз и всего 4% – на Японию. Во многом «китайские экономические чудеса» объяснялись огромной численностью населения, созданием многочисленных специальных экономических зон, а также массовым перемещением дешевой рабочей силы из деревень в крупные города.

Однако сейчас население КНР ежегодно стареет, рабочих рук не хватает Пекину даже для самых насущных проектов, и на рекордный экономический рост Китая надеяться уже не приходится. В этой ситуации на смену «азиатскому рулевому» ожидался прорыв Индии. Но и у нее оказались те же проблемы, что и у КНР – особенно с существенным ростом численности пожилого населения и сокращением числа свободных рабочих рук (многие молодые индийцы уезжают в поисках достойной работы в Северную Америку, Австралию, Великобританию и на Карибы).

В итоге единственным перспективным локомотивом мировой экономики остается Африка. По самым скромным подсчетам, к 2050 году ее население составит 2,5 млрд человек. Огромное значение для рывка континента играет и рекордная для планеты демография. В Африке сегодня средняя семья имеет более четырех детей, а в Нигере – так и вовсе семерых.

Только в Африке примерно у половины молодого населения нет доступа к образованию – даже самому элементарному. Бороться с неконтролируемым ростом населения на континенте эксперты ООН советуют активным привлечением прежде всего женщин к получению базового школьного образования. И тогда якобы рост африканского населения резко замедлится. Но пока что именно в Африке зафиксированы самое низкое в мире число обучающихся детей и самый высокий процент неграмотности среди женщин и девочек.

Между тем при всех этих бедах в Африке проживает больше всего в мире молодежи. Один из трех детей, рождающихся нынче в мире, будет жить в Африке. А к 2050 году Африка будет иметь в своем распоряжении в пять раз больше молодой рабочей силы, чем вся Европа, и превосходить по этому показателю Китай и Индию, вместе взятые.

Также демографы подсчитали, что из 428 млн роста населения на планете с 2020 по 2040 год 420 млн приходятся именно на Африку. И в ближайшие 15–20 лет почти весь рост числа молодых рабочих рук в мире будет приходиться исключительно на этот континент. А значит, стоит ожидать новые миграционные потоки из Африки прежде всего в Европу.

Пока неясно, перейдет ли Африка со всеми этими показателями из бедного кандидата в резко развивающегося, как это в свое время случилось с Китаем. Согласно ооновским оценкам, до 2040 года число молодых рабочих рук в Африке составит более 400 млн, но это отнюдь не гарантирует, что континент продемонстрирует впечатляющий рост ВВП, как это было с Китаем. Проблема здесь в том, что КНР – это единое и жестко контролируемое государство, а африканских стран 54. И в каждой из них вряд ли можно будет по отдельности обуздать коррупцию и вывоз капитала и уж тем более обеспечить в них стабильный промышленный рост.

Разумным выходом из создавшегося положения была бы активная интеграция африканских стран, и в этих условиях они вполне смогли бы обогнать по росту ВВП Китая в ближайшие 20 лет. Но все это – в теории. Правда, китайцы якобы достигли успеха в развитии экономики путем загрязнения экологии и безудержно расходуя невозобновляемые природные ресурсы. Африке же этого не позволят сделать развитые страны Северной Америки и Европы.

Африканским лидерам на всех уровнях так и говорят: только «чистый экономический рост», без добычи нефти, газа, угля, других полезных ископаемых, а иначе Запад не будет вам «помогать». И США, и государства ЕС давят на африканских лидеров прежде всего через наиболее тесно сотрудничающие с ними страны континента. Эти «экологические правильные постулаты» уже навязаны Африканской экономической комиссии в Аддис-Абебе (подразделение ООН), где ставку предлагается делать исключительно на «чистую африканскую энергетику».

Предложено даже создать для этих целей «Зеленый банк для Африки» по типу Всемирного банка, который будет финансировать только проекты, связанные с отказом от обычных энергетических природных ископаемых. А самим африканским президентам советуют беспокоиться только о неизбежном для планеты изменении климата. Но как справиться со стремительным ростом населения всеми этими «экологическими догмами», никто из консультантов, представляющих развитые страны, не объясняет.

Да и вообще: а стоит ли в чем-то помогать африканским странам? Ведь сегодня десятки государств, включая Россию, озабочены тем, как бы помочь Черному континенту, но при этом и самим внакладе не остаться. Хотя дежурный нарратив остается весьма негативным: помощь, оказываемая Африке, дескать, будет неэффективной, потому как все там регулярно прикарманивается местными элитами. И если уж и давать африканцам деньги, то только под строгим западным контролем. Если инвестировать – то только в специальные экономические зоны, исключительно на западного формата образование, создание современной инфраструктуры, побуждать власти формировать «некоррумпированные правительства». А для успешной экономики Африке нужны только зарубежные (то есть западные) инвестиции, которые будут, как обычно, приносить прибыли приоритетно «инвесторам» и оставлять лишь крохи самим африканским странам.

Но даже с такими инвестициями в страны Африки Запад не спешит: там по-прежнему полыхает много военных конфликтов (один Судан сейчас чего стоит). Да и правители многих африканских стран (а таковых целых 18), находящиеся у власти более 20 лет, по западным меркам, «коррумпированные диктаторы» и «противники демократических преобразований» в своих государствах.

В этой связи для России появляется сразу несколько возможностей для расширения своего присутствия в Африке. Но прежде всего стоит учесть главное: пока с каким-то видимым результатом не закончится специальная военная операция в Украине, все африканские страны будут занимать в отношении РФ позицию «сочувствующего выжидания». А поскольку как минимум с десяток других влиятельных в мире стран отпускают нынче политические и экономические реверансы Африке, лидеры континента будут иметь дело с Россией исключительно из прагматических соображений.

Вряд ли изменит этот подход и планируемый на июль в Санкт-Петербурге второй саммит Россия–Африка. К нему, кстати, «передумать» придется взаимодействие с африканскими странами в сфере высшего образования. Потому как российская система подготовки теперь будет существенно отличаться от западной. А с российскими дипломами африканским выпускникам мало куда можно будет устроиться на работу. Да и в области обеспечения безопасности, где акции ЧВК «Вагнер» котировались более чем высоко на континенте, теперь с учетом украинского опыта многое придется структурно реформировать специально под Африку.

Потенциально важен будет и предстоящий саммит БРИКС в ЮАР. Если тамошние власти все-таки пойдут на поводу у Международного уголовного суда (МУС) в Гааге и станут угрожать арестом российскому президенту в случае его прибытия в страну (пока есть лишь словесные гарантии иммунитета Владимира Путина со стороны его коллеги из ЮАР Сирила Рамофосы), то Москве надо будет срочно переключаться на других африканских партнеров. Если же Рамофоса проявит принципиальность и проигнорирует решение МУС, то это может сделать Преторию важнейшим партнером Москвы на юге континента с самыми широкими перспективами на дальнейшее взаимодействие.

Главное же то, что сегодняшняя Африка и ее руководство прекрасно отдают себе отчет в собственной важности не только для отдельно взятых «стратегических партнеров», но и для выживания всей глобальной экономики. А для этого с африканскими странами надо будет уже не просто заигрывать и посещать с визитами на полдня для пожимания рук и похлопывания по плечу, а присутствовать на континенте масштабно, серьезно и на длительную перспективу. 


Читайте также


КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1388
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1546
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
2205
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2144

Другие новости