0
14078
Газета Интернет-версия

01.10.2023 18:13:00

Польша на пороге парламентских выборов с неочевидным исходом

В стране завершается самая грязная и увлекательная избирательная кампания за последние тридцать лет

Мария Павлова

Об авторе: Мария Сергеевна Павлова – кандидат исторических наук, научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН.

Тэги: польша, парламент, избирательная кампания, качиньский, туск, оппозиция, соцопросы, мигранты, визовый скандал, зерновое эмбарго

Все статьи по теме "Санкционные войны"

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

польша, парламент, избирательная кампания, качиньский, туск, оппозиция, соцопросы, мигранты, визовый скандал, зерновое эмбарго Польский избирком как и вся страна – в ожидании 15 октября, когда поляки придут на участки, чтобы отдать свой голос. Фото с сайта www.pkw.gov.pl

На сентябрь в Польше пришелся пик парламентской избирательной кампании, которая выходит на финишную прямую. Выборы в Сейм запланированы на 15 октября. Их в Польше называют самыми важными в истории страны с 1989 года, а нынешнюю предвыборную гонку – самой грязной. Добавим от себя – и самой увлекательной. Главная интрига предстоящих выборов в том, удастся ли правящей с 2015 года партии «Закон и справедливость» (ЗиС) установить исторический рекорд и в третий раз подряд сформировать самостоятельное парламентское большинство.

С начала 2010-х годов польские избирательные циклы характеризовало прежде всего противостояние двух партий – национал-консервативной ЗиС и либеральной «Гражданской платформы» (ГП), их лидеров – Ярослава Качиньского и Дональда Туска, а через них и «двух Польш» – явление, которое давно получило у политологов название «польско-польская война». Начиная с 2010 года результаты выборов повторялись с завидным постоянством: в более экономически и промышленно развитых, модернистски настроенных западных районах страны побеждали либеральные силы, в менее развитых и традиционалистских восточных районах Польши – консервативные. Граница между голосами избирателей всегда почти до километра совпадает с границами разделов Польши в конце XVIII века, влияние Российской империи – с одной стороны, Австро-Венгрии и Германии – с другой все еще напоминает о себе через избирательские предпочтения «Польши А» и «Польши B». Хотя этот феномен присутствует в волеизъявлении поляков в принципе по любому вопросу – от евроинтеграции до прав женщин. Ярче всего он проявился на президентских выборах 2020 года, когда кандидаты от противостоящих партий, действующий президент Анджей Дуда и варшавский мэр Рафал Тшасковский, набрали 51% и 49% голосов соответственно, тем самым доведя «польско-польскую» политическую поляризацию до апогея.

Все это время смысл противостояния ЗиС и ГП заключался в том, что они конкурировали за самостоятельное большинство в парламенте. Последние восемь лет партия Ярослава Качиньского правила самостоятельно, а до этого и ЗиС, и ГП привлекали к парламентской коалиции небольшие партии близких к себе взглядов, которые практически не влияли на их политическую повестку. Предстоящее голосование интересно как раз тем, что предвыборные рейтинги пока не предоставляют возможности ни одной из партий сформировать самостоятельное большинство.

По данным соцопросов 22–23 сентября исследовательского института Pollster, лидерство по-прежнему сохраняют «Объединенные правые», ядром которых является ЗиС Качиньского с 36,76%. Это гораздо меньше итогового результата на предыдущих выборах 2019 года, когда им удалось сформировать парламентское большинство, получив 43,59%, а главное – это не дает большинства в Сейме. По словам Качиньского, лидера правой коалиции, им нужно набрать 44% голосов, чтобы получить не менее 231 из 460 мест в нижней палате парламента и чувствовать себя свободно. Однако за оставшиеся две недели этот результат может заметно измениться как в одну, так и в другую сторону. С одной стороны, правящая партия довольно успешно мобилизует свой электорат вокруг традиционных лозунгов расширения социальной поддержки, защиты семейных ценностей и противостояния «натиску Брюсселя» по насаждению либеральной повестки. По максимуму были использованы и ставшие уже, кажется, классическими «страшилки» о российской и германской угрозе. В рамках борьбы с первой из них с мая этого года в Польше вступил в силу закон о создании специальной комиссии по расследованию российского влияния на польскую политику, направленный прежде всего против лидера «Гражданской платформы» и даже получивший неофициальное название Lex Tusk. Борьба с «германской угрозой», которую также олицетворяет «немецкий агент Туск», была усилена наделавшими немало шума требованиями репараций от Германии за ущерб во время Второй мировой войны, закономерно повлекшими за собой очередной кризис на линии Варшава–Берлин.

Новым трюком, призванным обеспечить победу ЗиС, стало решение властей провести одновременно с парламентскими выборами референдум по четырем вопросам – о повышении пенсионного возраста, приватизации предприятий, защите безопасности границ и миграционной политике Евросоюза. Сама тематика вопросов предполагает, что они должны мобилизовать именно избирателей ЗиС на голосование в поддержку партии, а дополнительный эффект дают искусные формулировки. К примеру, вопрос: «Поддерживаете ли вы принятие тысяч нелегальных иммигрантов с Ближнего Востока и Африки в соответствии с принудительным механизмом переселения, навязанным европейской бюрократией?» вряд ли оставит равнодушным даже латентного сторонника ЗиС. Тем более в разъяснительном ролике по миграционному вопросу, записанном премьер-министром Матеушем Моравецким, описание картин преступлений и насилия со стороны нелегальных мигрантов завершается констатацией того, что и в этой сфере главной угрозой безопасности Польши является Туск.

Несмотря на эти новшества, последние несколько месяцев ЗиС откровенно не везет – предвыборная кампания омрачается чередой скандалов в критически важных для партии вопросах. Одной из самых востребованных у «ядерного электората» ЗиС тем всегда была борьба правительства с миграционной угрозой. Власти с 2015 года не только «героически» сопротивлялись давлению Евросоюза в вопросе принудительного распределения мигрантов, но и выдержали уже реальный натиск беженцев на границе с Белоруссией во время миграционного кризиса 2021 года. Однако этот образ главных борцов с мигрантской угрозой несколько подпортил разгоревшийся в начале сентября визовый скандал, который впору назвать для Польши аферой века. Выяснилось, что пока Варшава обвиняла Брюссель – с одной стороны, Москву с Минском – с другой в желании «затопить Польшу мигрантами», чиновники польского МИД за взятки выдавали визы всем желавшим попасть в Евросоюз гражданам стран Азии и Африки, создав целые каналы их перевозки в ЕС и далее в США. В этом смысле выборы интересны и тем, что продемонстрируют: могут ли подобные коррупционные скандалы оказать влияние на электорат правящей партии и спровоцировать кризис доверия между ЗиС и его избирателями?

Еще одной проблемой для правящей партии стал разразившийся в конце лета кризис в связи с наплывом в Польшу украинского зерна. Правительство явно пропустило момент, когда зерновые потоки превысили возможности польской транзитной инфраструктуры, а в хранилищах скопились рекордные 10 млн т урожая. Оппозиция – причем как слева, так и справа – умело разыграла зерновую карту, возложив всю ответственность за эту ситуацию не на Брюссель и Киев, а на ЗиС в попытке оттянуть на себя часть сельского электората партии. И только объявленное 16 сентября правительством в одностороннем порядке эмбарго на поставки украинского зерна и крайне острая риторика в адрес Киева от лидеров ЗиС помогли партии немного подправить свой рейтинг.

«Гражданская коалиция» (ГК) – объединение либеральных сил вокруг партии «Гражданская платформа» экс-премьера Польши Туска – пока занимает второе место с результатом 30,44%. Хотя программа-максимум партии, безусловно, заключается в победе с достаточным перевесом голосов, это представляется маловероятным. Но, судя по заявлениям лидеров коалиции, своей победой они будут считать и реализацию плана-минимум. Если ГК удастся лишить ЗиС парламентского большинства и возможности сформировать правительство, это может дать лагерю Туска шанс перетянуть на свою сторону другие партии и создать смешанное либерально-консервативное правительство. Оно, правда, будет выглядеть довольно экзотичным и вряд ли сможет стабильно и эффективно работать. Оппозиция хватается за эту возможность, но стоит учитывать, что до 2025 года любому оппозиционному правительству придется уживаться с действующим президентом Дудой, а для преодоления президентского вето в парламенте требуется уже не 231 голос, а 276.

На фоне такого расклада закономерно повышается интерес к партии, которая займет третье место и станет потенциальным участником коалиции. На протяжении нескольких месяцев на этой позиции с примерно 10% голосов находилась «Конфедерация» – ультраправое объединение довольно разнородных партий, которые связывают прежде всего их антисистемный характер и эпатажные высказывания их лидеров. «Конфедерация» станет крайне неудобным союзником – если вообще согласится вступать в коалиции – как для ЗиС, так как резко критикует его с «правой» стороны, так и для ГК, поэтому представляется, что усилия обоих конкурентов направлены на то, чтобы не дать «Конфедерации» вообще пройти в парламент. Пока же «Конфедерация» продолжает терять голоса, а на третьем месте рейтинга символично расположился «Третий путь» с 9,81% поддержки, который позиционирует себя как альтернативу ЗиС и ГК как для горожан, так и для сельского электората. Несмотря на то что эти две силы в целом не противоречат друг другу, предвыборная кампания «Третьего пути» оставляет ощущение, что это наспех склеенное объединение без четкого адресата – в программе партии даже не нашлось предложений, адресованных конкретно сельским жителям, хотя именно их интересы она должна защищать.

Вне зависимости от результатов предвыборный расклад по-своему показателен. Как минимум он отражает усталость поляков от многолетнего противостояния двух партий, ни одна из которых на данный момент не отвечает полностью запросам и требованиям польского избирателя и даже в случае победы столкнется с ощутимыми сложностями при формировании правительства. Как максимум он может показывать, что сегодняшнее польское общество начинает меняться и демонстрирует запрос на новый политический ландшафт. 


Читайте также


Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
2600
Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Валерий Мастеров

Президент и премьер спорят об ответственности за размещение в стране ядерных боеголовок НАТО

0
1432
Лукашенко сообщил о расколе в Полку Калиновского

Лукашенко сообщил о расколе в Полку Калиновского

Дмитрий Тараторин

В известном боевом подразделении оппозиции возник внутренний конфликт

0
2226
Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Парламенты Армении и России обменялись претензиями

Артур Аваков

Пашинян теряет рейтинг на фоне кризиса в отношениях Еревана и Москвы

0
2442

Другие новости