0
23022
Газета Интернет-версия

26.11.2023 17:49:00

Вступление Таджикистана в Евразийский экономический союз не состоялось

Вопрос дефицита сжиженного газа в республике остался за рамками визита Рахмона в Москву

Андрей Захватов

Об авторе: Андрей Васильевич Захватов – эксперт по Центральной Азии.

Тэги: таджикистан, президент, эмомали рахмон, зарубежные поездки, визит, путин, спг, дефицит, казахстан, еаэс


таджикистан, президент, эмомали рахмон, зарубежные поездки, визит, путин, спг, дефицит, казахстан, еаэс Эмомали Рахмон посетил Москву с визитом. Фото со страницы президента Таджикистана в Flickr

Для президента Таджикистана Эмомали Рахмона 2023 год был насыщен зарубежными поездками. В марте и сентябре состоялись поездки в Нью-Йорк на водную сессию конференции ООН, на 78-ю сессию Генассамблеи ООН и встречу глав государств «Центральная Азия – США». В мае – в китайский Сиань на форум «Один пояс, один путь», в сентябре – в Германию на саммит лидеров стран Центральной Азии и ФРГ. В ноябре – в Эр-Рияд в Саудовской Аравии на два внеочередных саммита лидеров стран Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества. И это не считая встреч и визитов в странах дальнего зарубежья, в государствах СНГ и поездок по районам Таджикистана.

Нагрузка в поездках серьезная, тем более что должность президента Эмомали Рахмон занимает с 1994 года и может переизбираться неограниченное число раз. Единственной, пожалуй, большой радостью весной 2023 года было приобретение за 92 млн долл. у президента Мексики самолета Boeing 787–8 Dreamliner со всеми удобствами. Конечно же, считать деньги в чужом кармане неприлично, тем более что заплатить за Boeing могла частная структура, а как она использует самолет, это ее дело. В конце концов, самолет можно сдавать в аренду за деньги.

С президентом РФ Владимиром Путиным Эмомали Рахмон недавно встречался в Бишкеке – 13 октября на полях саммита глав стран СНГ. Там было заявлено, что в отношениях Москвы и Душанбе все идет по плану. Однако в середине ноября 2023 года Таджикистан внезапно столкнулся с дефицитом сжиженного газа (см. «НГ» от 16.11.23). Дело в том, что 15 ноября 2023 года Казахстан неожиданно ввел полный запрет на вывоз сжиженного природного газа (СПГ), а автотранспорт Таджикистана потребляет до 75% этого топлива, которое ввозится в основном из Казахстана.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал в мае с Эмомали Рахмоном «исторический документ», в котором две страны обязались «установить союзническое взаимодействие и воздерживаться от любых действий, наносящих ущерб стратегическому партнерству». Вероятно, Казахстан не мог заранее сообщить партнеру о приостановке поставок газа, поэтому рост цен на заправку автомобилей газом в Таджикистане стал настоящей неприятностью. Такой же неприятностью, как существенное снижение курса сомони (местная валюта), угроза возврата сотен тысяч трудовых мигрантов в республику, значительные долларовые интервенции Национального банка для спасения экономики и пятикратное превосходство импорта над экспортом.

По расчетам исследовательской компании Rystad Energy, занимающейся бизнес-аналитикой, производство СПГ в мире за 10 лет, до 2030 года, возрастет почти вдвое, и страны уже включились в гонку за занятие своей ниши на этом рынке. По сообщению «Российской газеты», в силу ряда причин рынок трубопроводного газа Европы потерян, и экспорт в 2023 году снизится на 90–120 млрд куб. м. Но как быть Таджикистану, где цена СПГ на заправку авто быстро выросла с 6 почти до 8 сомони и которому СПГ нужен был еще вчера?

После отказа Казахстана от поставок газа помочь Таджикистану могли бы партнеры по СНГ, но для этого потребовалось бы пересмотреть контракты, объемы продаж и логистику, поскольку много произведенного СПГ на крупных заводах уходит на экспорт. Еще более 10 заводов по производству СПГ находятся в стадии проектирования и строительства. А небольшие производства СПГ, такие как завод, построенный недавно в Ростовской области на отечественном оборудовании, введены с коротким плечом сбыта и предназначены для обеспечения газом нескольких небольших районов.

Вместе с этим эксперты заметили также публикацию в СМИ о подтверждении соответствия требованиям Евразийского союза трех пунктов автомобильного пропуска на таджикско-киргизской границе – «Кайрагач», «Кара-Мык» и «Бор-Добо». Эта публикация наряду с проблемами Таджикистана с СПГ, по-видимому, свидетельствовала о подготовке к вступлению Таджикистана в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Но с 2015 года Таджикистан воздерживался от этого шага, и оппоненты этой версии предполагали, что разрешение на вступление в это региональное объединение должен дать Китай. Поэтому наблюдающие за обстановкой эксперты и журналисты предположили, что в середине ноября для Таджикистана настал удобный момент для вступления в ЕАЭС. Тем более что Ереван попросил снять с повестки саммита ОДКБ 23 ноября документ о помощи Армении. Отказ Армении от участия в саммите военно-политического блока партнеры расценили как расшатывание ОДКБ. И еще неизвестно, как премьер-министр Никол Пашинян поступит с членством в Евразийском союзе, с которым у Армении нет общей границы.

Однако в ходе встреч Рахмона с Путиным в Москве 21 ноября состоялись только беседы президентов в узком и расширенном составе, награждение Эмомали Рахмона российским орденом и подписание нескольких документов. В сообщениях СМИ вопроса о СПГ не было, но во избежание коллапса поставки СПГ в республику скорее всего продолжатся по прежним маршрутам, поскольку три упомянутых пункта пропуска через границу не предназначены для массовых поставок горюче-смазочных материалов (ГСМ). Что же касается положения более чем 1 млн таджикских трудовых мигрантов – этого вопроса стороны только коснулись. Говорили и о поставках учебников в республику, и об увеличении квот в вузах для студентов Таджикистана. Конечно же, давно известно, что присоединение к ЕАЭС намного облегчило бы гражданам Таджикистана работу в пяти странах, однако присоединения к данному интеграционному объединению ради этого так и не состоялось.

Оценивая встречу, таджикский эксперт на условиях анонимности сообщил, что трудовые мигранты были бы рады решению их проблем, что емкость рынка ЕАЭС – это еще не показатель успеха экономики, а соглашение Академии наук Таджикистана и «Курчатовского института» можно было подписывать на менее высоком уровне. Эксперт заметил также, что общественность часто ставят перед фактом уже подписанных документов и что фраза «по итогам встречи планируется подписание пакета документов» не содержит новостей. Кроме того, людям надоедает часто читать о светлом будущем и о грандиозных планах, поэтому читатели уходят в соцсети.

С этим заключением можно согласиться, поскольку бывает так, что судить о результативности встреч постфактум затруднительно или вообще невозможно. И если кому-то нужно повысить надежду на светлое будущее, то это тоже не новости. Если бы ранее подписанные документы действительно способствовали росту экономики, то и курс местной валюты не рухнул бы, и цены на ГСМ не росли бы. 


Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1153
Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Моди примет Путина, несмотря на недовольство Вашингтона

Владимир Скосырев

Москва и Дели подтверждают курс на укрепление сотрудничества

0
1331
В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

В Таджикистане судят зачинщиков госпереворота

Виктория Панфилова

Громкий судебный процесс проходит за закрытыми дверями

0
2107
Абхазия лишилась президента

Абхазия лишилась президента

Игорь Селезнёв

Отставку главы государства поддержало большинство депутатов

0
2046

Другие новости