0
15341
Газета Интернет-версия

01.09.2024 18:12:00

Победа Мадуро озадачила Латинскую Америку

Кризис в Венесуэле и попытки международного посредничества продолжаются

Дмитрий Морозов

Об авторе: Дмитрий Валерьевич Морозов – старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН.

Тэги: международные отношения, политика, мадуро, венесуэла, кризис, латинская америка


международные отношения, политика, мадуро, венесуэла, кризис, латинская америка Жители Каракаса вышли на улицу, чтобы выразить поддержку действующему президенту страны. Фото Reuters

В Венесуэле набирает силу очередной политический кризис с непредсказуемыми последствиями. 28 июля в стране прошли президентские выборы. Участвовали 10 кандидатов. Но реальная борьба развернулась между президентом Николасом Мадуро и выдвиженцем оппозиционной «Единой демократической платформы» (ЕДП) Эдмундо Гонсалесом. Состязание проходило в крайне напряженной обстановке. Все независимые опросы общественного мнения показывали огромный перевес Гонсалеса. Эта тенденция сохранялась и в день голосования. Эксперты опасались, что власти под каким-либо предлогом отменят выборы.

Национальный избирательный совет Венесуэлы (НИС) объявил победителем Мадуро: он якобы набрал 51% голосов (Гонсалес – 43%). При этом НИС отказался обнародовать протоколы итогов голосования. ЕДП незамедлительно опротестовала данные властей. Она опубликовала в интернете более 80% протоколов, которые свидетельствуют, что Гонсалес одержал убедительную победу, получив 67% голосов против 30%, поданных за Мадуро.

В венесуэльской столице и других городах прошли массовые акции протеста против «переизбрания» Мадуро. Имели место столкновения с полицией, 25 человек погибли, около 2 тыс. были арестованы. Обе стороны занимают непримиримые позиции и отказываются идти на компромисс. Власти возбудили уголовные дела против Гонсалеса и лидера объединенной оппозиции Марии Мачадо. Обстановка в стране остается крайне сложной.

Такое положение дел вызывает беспокойство мирового сообщества, прежде всего стран Латинской Америки. Мадуро явно рассчитывал на то, что его поддержат влиятельные страны региона, где правят левоцентристские правительства. Их поддержка позволила бы Мадуро придать некую легитимность своей победе (которую он доказать пока не может). Но расчет не оправдался: Бразилия, Колумбия и Мексика предпочли дистанцироваться от венесуэльского режима. Еще накануне выборов президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва призвал Мадуро обеспечить прозрачность голосования и уйти с поста в случае поражения. После того как в стране разразился постэлекторальный кризис, Лула предложил повторить выборы, но уже с участием широкого круга международных наблюдателей и новым составом НИС (нынешний подконтролен президенту), либо сформировать коалиционное правительство. По его мнению, эти меры помогли бы снизить накал политических страстей и создать условия для урегулирования ситуации. В свою очередь, колумбийский лидер Густаво Петро выступил с идеей Национального фронта. Эта система действовала в Колумбии в 1958–1974 годах. Ее смысл заключался в том, что по взаимному соглашению две основные партии (консерваторы и либералы) поочередно сменяли друг друга у власти. То же самое Петро предложил внедрить в Венесуэле. Он также поддержал предложение о повторном голосовании, считая, что это может стать выходом из политического тупика.

Бразильская и колумбийская инициативы были изначально обречены на провал. Мадуро твердо настроен на удержание власти любой ценой. Правящая группировка не желает поступаться своей гегемонией в политической жизни. Поэтому предложения были отвергнуты Каракасом. Оппозиция также отвергла идею о повторном голосовании: выборы уже состоялись, и Гонсалес одержал убедительную победу.

В середине августа Лула сделал жесткое заявление в адрес венесуэльского правительства. По его словам, в Венесуэле правит «очень неприятный» режим с «авторитарным уклоном». Сегодня Бразилия и Колумбия занимают единую позицию по венесуэльскому вопросу. Она сводится к тому, что Мадуро не может быть признан победителем, пока власти не опубликуют протоколы итогов голосования.

Следует отметить, что посреднические усилия Бразилии и Колумбии объясняются не только приверженностью принципам демократии. Они опасаются, что разрастание кризиса приведет к новой волне миграции: по данным опросов, до 10 млн венесуэльцев выражают готовность покинуть страну. Эта волна неминуемо захлестнет приграничные с Венесуэлой бразильские и колумбийские регионы. Наплыв огромного числа мигрантов обострит до предела социальную обстановку в этих районах и может поставить ситуацию на грань гуманитарной катастрофы. Разумеется, Бразилия и Колумбия хотели бы этого избежать.

В отличие от Лулы и Петро мексиканский президент Андрес Мануэль Лопес Обрадор держится довольно отчужденно. Он больше озабочен внутримексиканскими делами, в частности продвижением судебной реформы. Тем не менее он сразу обозначил, что венесуэльский НИС должен обнародовать результаты народного волеизъявления.

Среди левоцентристских лидеров стран региона наиболее жестко в отношении венесуэльского режима ведет себя президент Чили Габриэль Борич. Он прямо говорит, что не признает переизбрания Мадуро, которое характеризует как фальсификацию. Довольно критичную позицию относительно венесуэльского президента занимает Гватемала, где у власти стоит социал-демократ Бернардо Аревало.

Региональная поддержка Мадуро минимальна. На данный момент его поддерживают Никарагуа, Куба, Боливия и отчасти Гондурас, а также ряд малых островных государств Карибского бассейна. Большинство латиноамериканских государств с подозрением отнеслись к известию о переизбрании Мадуро и требуют предоставить доказательства его победы. Ссылки венесуэльских властей на некие кибератаки на базу данных НИС, которые мешают публикации протоколов, никого не убеждают. Перу, Эквадор, Коста-Рика, Аргентина, Уругвай и Панама открыто признали победителем Гонсалеса (при этом Аргентина и Перу называют его новым президентом Венесуэлы).

Обращает на себя внимание относительно мягкая позиция США. По словам представителей американской администрации, имеется достаточно свидетельств того, что выборы выиграл Гонсалес. Но при этом Белый дом не спешит признавать его новым президентом. Это может быть связано с тем, что в самих США скоро грядут выборы и демократы не хотят слишком сильно ввязываться в чужие споры. На данный момент администрация Джозефа Байдена требует от Каракаса опубликовать протоколы итогов голосования (это же требование выдвигает и Евросоюз). Но это не значит, что в дальнейшем не последуют конкретные меры в виде дополнительных санкций в отношении Каракаса.

О том, что итоги голосования могли быть фальсифицированы, свидетельствует упорный отказ избирательных властей публиковать протоколы (прошел уже месяц со дня выборов). Рейтинг Мадуро составлял накануне голосования 27%. При таком раскладе он никак не мог получить более 50% предпочтений. В ходе предвыборной кампании Мадуро неизменно говорил, что оппозиция обязательно поставит под сомнение итоги голосования. Он понимал, что проиграет, и изначально делал ставку на фальсификацию, зная, что это спровоцирует протесты. Характерно, что чависты начали праздновать победу еще до окончания официального подсчета голосов.

Следует учитывать, что на Мадуро завязаны интересы могущественных группировок, прежде всего армейской верхушки. Генералитет обладает немалыми возможностями для обогащения. Военные контролируют 12 министерств, предприятия в горнодобывающей и нефтяной отраслях, таможни. Кроме того, они участвуют в различных коррупционных схемах и наркотрафике. На карту поставлены их жизненные интересы: при смене власти они рискуют все потерять, а некоторые из них – оказаться на скамье подсудимых. Армейское командование дало ясно понять, что не потерпит политических перемен. Положение усугубляется непомерными амбициями самого Мадуро, который не допускает мысли о том, чтобы оставить пост президента. Судя по всему, правящий режим намерен стоять до конца. Он делает ставку на то, что со временем мировое сообщество смирится с существующим положением дел и де-факто будет рассматривать Мадуро в качестве главы государства.

В свою очередь, оппозиция заявляет, что переговоры с правительством могут вестись исключительно по вопросу о передаче власти Гонсалесу. Все это сводит на нет любые попытки найти компромиссные варианты разрешения кризиса в рамках международного посредничества. 


Читайте также


Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
1117
Идет война гибридная

Идет война гибридная

Сергей Казеннов

Владимир Кумачев

Организаторы и бенефициары конфликтов нового типа забывают, что реакции на их политику могут быть ассиметричными

0
1156
Американская стратегия Си Цзиньпина

Американская стратегия Си Цзиньпина

Юрий Тавровский

Второе правление Трампа как очередной этап эстафеты сдерживания Китая

0
1529
Лидера "Альтернативы для Германии" впервые выдвинули в канцлеры

Лидера "Альтернативы для Германии" впервые выдвинули в канцлеры

Олег Никифоров

Алисе Вайдель позволил высказаться Илон Маск

0
2833

Другие новости